Когда в XIII веке итальянский путешественник Марко Поло побывал на острове Суматра в Индонезии, он написал о «людях, обитающих на холмах», которые «живут... как звери, и едят человеческую плоть». Считается, что он имел в виду батаков. Однако у нас с женой об этом народе сложилось совсем иное мнение. Познакомьтесь с этими людьми, которых мы хорошо узнали и сердечно полюбили.
«ХОРАС!» — так дружески приветствовали нас батаки на севере Суматры, в Индонезии, куда мы прибыли в новое миссионерское назначение. Тоба — самое большое в мире озеро вулканического происхождения — главная достопримечательность этого живописного края. Оно расположено в самом сердце земли батаков.
Батаки — крупнейшая группа народов Индонезии, в которой насчитывается около восьми миллионов человек. Они делятся на шесть отдельных родственных друг другу народов: тоба, сималунгун, каро, пакпак, ангкола и мандайлинг. Каждый народ состоит из больших семейных кланов. Когда батаки встречаются, то первым делом спрашивают друг друга: «Ты из какого клана?» Так они быстро устанавливают, есть ли между ними родство.
Брачные традиции
По обычаям батаков брак объединяет не только семьи, но и целые кланы. Идеальным считается брак между двоюродным братом и сестрой по материнской линии. Но вступать в брак с двоюродным братом или сестрой по отцовской линии или с кем-то из своего клана, строго запрещается. В других же случаях действует традиционное правило: мужчины из клана А берут в жены женщин из клана Б, мужчины из клана Б берут в жены женщин из клана В, а мужчины из клана В берут в жены женщин из клана А. Такие цепочки союзов укрепляют родственные узы батаков и значительно расширяют круг родных и близких новобрачных.
Даже если мужчина и женщина состоят в законном браке и имеют детей, их союз не признается кланами, пока не состоится традиционная клановая свадьба. На этой замысловатой церемонии, которая длится несколько часов, могут присутствовать сотни родственников.
Например, в народе каро приданное и выкуп за невесту тщательно оцениваются и разделяются между определенными группами в каждом клане. Лишь после этого совершается свадебный обряд. Члены клана произносят длинные речи о семейной жизни, а жених с невестой с уважением слушают. Завершается празднество застольем и танцами.
Рай для земледелия
В прошлом многие семьи батаков жили целыми коммунами в больших, «длинных» домах, крыши которых имели две верхушки, напоминающие бычьи рога. Иногда дома такой сложной конструкции из дерева, бамбука и волокна сахарной пальмы строились на сваях. В них умещалось до 12 семей. Гвозди при строительстве не применялись. Некоторым таким домам уже 300 лет, и в них все еще живут люди. В высоко поднятом подполье помещаются домашние животные: скот, куры, собаки, свиньи и азиатские буйволы.
Живут батаки в основном за счет земледелия, рыболовства, скотоводства, а также туризма. Обширные земли, амфитеатром расходящиеся от озера Тоба, идеально подходят для сельского хозяйства. Высоко над озером возвышаются изумрудные террасы рисовых полей. Рядом с огородами на темной, плодородной вулканической почве прекрасно растут кофе, фруктовые деревья и пряные растения. В чистых прозрачных водах озера водится множество рыбы, поэтому рыбаки на деревянных каноэ не остаются без улова.
В конце дня детвора радостно плещется в озере, мужчины собираются в кафе, и в вечерней тишине эхом доносятся звуки музыки. Батаки всем известны своим громким, волнующим пением. Они также прекрасно танцуют — мужчины и женщины отдельно. Особенно впечатляют их грациозные движения рук.
Тени прошлого
Со времен Марко Поло до XIX века бытовало мнение, что батаки — жестокие каннибалы, по обычаю поедающие пленных врагов и преступников. Однако, по словам профессора истории Леонарда Андайя, «возможно, жуткие подробности каннибализма батаки придумывали сами, чтобы оградить себя от вторжения захватчиков». Как бы то ни было, согласно одной книге о батаках, «в XIX веке голландское колониальное правительство запретило каннибализм в подвластных ему областях» («The Batak—Peoples of the Island of Sumatra»).
Батаки были анимистами и верили в разных богов и духов. Они соблюдали ритуалы жертвоприношений, вызывали духов, гадали и ворожили. На полосках коры длиной до 15 метров, сложенных гармошкой в виде книжки, они записывали заклинания, гадательные таблицы и знахарские рецепты. Батаки также ткали яркие священные амулеты для защиты от злых духов и для предсказания будущего.
Известно, что в 1824 году сюда прибыли первые западные миссионеры-баптисты Р. Бертон и Н. Уорд. Через 10 лет, когда голландские военные пытались оккупировать часть Индонезии, сюда отважились приехать двое американских миссионеров Х. Лайман и С. Мансон, но вскоре они были убиты. Позже та же участь, вероятно, постигла и католических миссионеров, которые не вняли предупреждениям держаться подальше от этих опасных мест.
Однако немецкий миссионер Людвиг Номменсен, который начал свое служение среди батаков в 1862 году, не только выжил, но и достиг значительных успехов. Местные жители до сих пор его почитают. Сегодня большинство батаков считают себя христианами, другие исповедуют ислам, анимизм или индуизм. В то же время многие все еще придерживаются традиционных верований.
«ХОРАС!» — так дружески приветствовали нас батаки на севере Суматры, в Индонезии, куда мы прибыли в новое миссионерское назначение. Тоба — самое большое в мире озеро вулканического происхождения — главная достопримечательность этого живописного края. Оно расположено в самом сердце земли батаков.
Батаки — крупнейшая группа народов Индонезии, в которой насчитывается около восьми миллионов человек. Они делятся на шесть отдельных родственных друг другу народов: тоба, сималунгун, каро, пакпак, ангкола и мандайлинг. Каждый народ состоит из больших семейных кланов. Когда батаки встречаются, то первым делом спрашивают друг друга: «Ты из какого клана?» Так они быстро устанавливают, есть ли между ними родство.
Брачные традиции
По обычаям батаков брак объединяет не только семьи, но и целые кланы. Идеальным считается брак между двоюродным братом и сестрой по материнской линии. Но вступать в брак с двоюродным братом или сестрой по отцовской линии или с кем-то из своего клана, строго запрещается. В других же случаях действует традиционное правило: мужчины из клана А берут в жены женщин из клана Б, мужчины из клана Б берут в жены женщин из клана В, а мужчины из клана В берут в жены женщин из клана А. Такие цепочки союзов укрепляют родственные узы батаков и значительно расширяют круг родных и близких новобрачных.
Даже если мужчина и женщина состоят в законном браке и имеют детей, их союз не признается кланами, пока не состоится традиционная клановая свадьба. На этой замысловатой церемонии, которая длится несколько часов, могут присутствовать сотни родственников.
Например, в народе каро приданное и выкуп за невесту тщательно оцениваются и разделяются между определенными группами в каждом клане. Лишь после этого совершается свадебный обряд. Члены клана произносят длинные речи о семейной жизни, а жених с невестой с уважением слушают. Завершается празднество застольем и танцами.
Рай для земледелия
В прошлом многие семьи батаков жили целыми коммунами в больших, «длинных» домах, крыши которых имели две верхушки, напоминающие бычьи рога. Иногда дома такой сложной конструкции из дерева, бамбука и волокна сахарной пальмы строились на сваях. В них умещалось до 12 семей. Гвозди при строительстве не применялись. Некоторым таким домам уже 300 лет, и в них все еще живут люди. В высоко поднятом подполье помещаются домашние животные: скот, куры, собаки, свиньи и азиатские буйволы.
Живут батаки в основном за счет земледелия, рыболовства, скотоводства, а также туризма. Обширные земли, амфитеатром расходящиеся от озера Тоба, идеально подходят для сельского хозяйства. Высоко над озером возвышаются изумрудные террасы рисовых полей. Рядом с огородами на темной, плодородной вулканической почве прекрасно растут кофе, фруктовые деревья и пряные растения. В чистых прозрачных водах озера водится множество рыбы, поэтому рыбаки на деревянных каноэ не остаются без улова.
В конце дня детвора радостно плещется в озере, мужчины собираются в кафе, и в вечерней тишине эхом доносятся звуки музыки. Батаки всем известны своим громким, волнующим пением. Они также прекрасно танцуют — мужчины и женщины отдельно. Особенно впечатляют их грациозные движения рук.
Тени прошлого
Со времен Марко Поло до XIX века бытовало мнение, что батаки — жестокие каннибалы, по обычаю поедающие пленных врагов и преступников. Однако, по словам профессора истории Леонарда Андайя, «возможно, жуткие подробности каннибализма батаки придумывали сами, чтобы оградить себя от вторжения захватчиков». Как бы то ни было, согласно одной книге о батаках, «в XIX веке голландское колониальное правительство запретило каннибализм в подвластных ему областях» («The Batak—Peoples of the Island of Sumatra»).
Батаки были анимистами и верили в разных богов и духов. Они соблюдали ритуалы жертвоприношений, вызывали духов, гадали и ворожили. На полосках коры длиной до 15 метров, сложенных гармошкой в виде книжки, они записывали заклинания, гадательные таблицы и знахарские рецепты. Батаки также ткали яркие священные амулеты для защиты от злых духов и для предсказания будущего.
Известно, что в 1824 году сюда прибыли первые западные миссионеры-баптисты Р. Бертон и Н. Уорд. Через 10 лет, когда голландские военные пытались оккупировать часть Индонезии, сюда отважились приехать двое американских миссионеров Х. Лайман и С. Мансон, но вскоре они были убиты. Позже та же участь, вероятно, постигла и католических миссионеров, которые не вняли предупреждениям держаться подальше от этих опасных мест.
Однако немецкий миссионер Людвиг Номменсен, который начал свое служение среди батаков в 1862 году, не только выжил, но и достиг значительных успехов. Местные жители до сих пор его почитают. Сегодня большинство батаков считают себя христианами, другие исповедуют ислам, анимизм или индуизм. В то же время многие все еще придерживаются традиционных верований.
Комментариев нет:
Отправить комментарий