понедельник, 15 июля 2013 г.

Боливия

В 1906 году президент Британского Королевского географического общества обсуждал с полковником Перси Гаррисоном Фосеттом огромный экономический потенциал Южной Америки. Развернув перед Фосеттом карту, он сказал: «Взгляните на эту землю! Здесь сплошь белые пятна». Фосетту было предложено исследовать этот район, и он согласился.
В своем дневнике Фосетт описывал густо поросшие лесом склоны плато, которое сегодня носит название Уанчака. Этот уголок планеты показался ему «затерянным миром». Говорят, что записи и фотографии Фосетта вдохновили знаменитого писателя Артура Конан Дойла написать свой научно-фантастический роман «Затерянный мир» — о «человекообезьянах» и динозаврах, якобы доживших до нашего времени. Сегодня в этой части Амазонии расположился Национальный парк Ноэль-Кемпф-Меркадо. Чтобы сохранить первозданную красоту этих мест, в 2000 году парк был внесен в Список всемирного наследия.
Расположенный на северо-востоке страны близ границы с Бразилией, этот парк сохранил свою нетронутую красоту. Его площадь составляет более 15 000 квадратных километров. Парк включает в себя пять экосистем: горные вечнозеленые леса, листопадные леса, сухой лес, влажные саванны и влажные леса. Само плато Уанчака, занимающее более 5 000 квадратных километров, представляет собой огромный песчаниковый хребет с обрывистыми, практически вертикальными стенами высотой 550 метров, которые протянулись вдоль восточной границы парка на 150 километров. На этом плато берут свое начало многочисленные реки, образующие около 20 живописных водопадов, среди которых водопады Сальто Сусана, Арко Ирис, Федерико Альфельд, Кемелас и Эль-Энканто.
Наши приключения начинаются
Изолированный от окружающего мира, парк, словно магнит, влечет к себе экотуристов. Многие прилетают из Санта-Крус в центральной Боливии. Мы решили проехать 700 километров на машине, чтобы получше рассмотреть красоты боливийской природы. В одном месте над нами закружилось целое облако ярких падающих листьев. Впрочем, оказалось, что это вовсе не листья, а бабочки. И наблюдали за ними не мы одни. Завидя легкую добычу, вокруг стали сновать голодные ящерицы.
Когда мы прибыли на место, то в деревне Ла-Флорида, расположенной на берегу реки Парагуа, познакомились с нашим гидом по имени Гидо. На понтонной лодке он переправил нас вместе с автомобилем на другой берег реки. Оттуда мы довольно быстро добрались до кемпинга Лос-Фиеррос. По пути нам встретилась лисица, а также прямо перед нами промелькнула симпатичная птичка — бразильский острохвостый козодой.
Наутро нас разбудил птичий гомон — четыре великолепных попугая ара с желто-синим оперением примостились на ветке прямо над нами. Они хором приветствовали нас, словно говоря: «Добр-р-ро пожаловать!» Это было многообещающее начало дня. Мы поняли, что дальше нас ждет настоящая феерия.
Изобилие жизни
Национальный парк Ноэль-Кемпф-Меркадо приютил более 600 видов птиц, 139 видов млекопитающих (это больше, чем во всей Северной Америке), 74 вида рептилий и порядка 3 000 видов бабочек — не говоря уже о бесчисленном множестве прочих насекомых. Среди птиц около 20 видов попугаев, а также гарпии, гоацины и шлемоносные манакины. Местный орнитолог и защитник природы Ник Ачесон сказал нам, что любители птиц съезжаются сюда со всего мира, чтобы полюбоваться редчайшими видами пернатых, среди которых желтобрюхий земляной тиранчик и темная вьюрковая овсянка.
Множество млекопитающих представлено гигантскими муравьедами, гривистыми волками, ягуарами, тапирами и пекари, а также пампасными оленями. Многочисленные реки, протекающие в парке, тоже преисполнены жизни. В них обитает 62 вида земноводных и 254 вида рыб, а также кайманы, выдры, водосвинки и восхитительные розовые дельфины. Для любителей природы здесь поистине раздолье!
Многие туристы опасаются живущих в Амазонии крупных кошачьих — и мы не исключение. Администратор нашего кемпинга рассказал о своей первой ночевке в парке: «Среди ночи я проснулся от ощущения, будто на меня кто-то смотрит. Я выглянул в окно своей хижины и прямо за москитной сеткой увидел ягуара, который не сводил с меня глаз! В ужасе я заперся в туалете и просидел там до рассвета». От этих рассказов у нас мороз пробежал по коже!
Но затем администратор нас успокоил: «Вскоре я узнал, что эти любопытные кошачьи часто приходят по ночам, однако не считаются опасными. В жару они укладываются на прохладный плиточный пол террас. Как вы догадываетесь, зрелище не для слабонервных! Раньше мы всегда носили с собой ружье, особенно когда проводили ночные экскурсии, но теперь обходимся без него. Животные не изменились, зато изменилось наше отношение к ним». И все же он настоятельно советовал нам уважительно относиться к диким животным.
Сквозь джунгли к водопаду
Этот парк немыслим без множества великолепных водопадов. Мы встали пораньше и отправились вместе с Гидо к 80-метровому водопаду Эль-Энканто, который низвергается с плато Уанчака. Около 6 километров мы шли по нетронутому тропическому лесу, и все это время с верхушек деревьев нам кричали паукообразные обезьяны и ревуны. И те и другие не зря получили свои названия. Первые своими длинными руками и ногами действительно напоминают пауков, а вторые ревут так, что их слышно за 3 километра! Прямо под нашими ногами в поисках завтрака пронеслась похожая на индюшку синегорлая аббури. Возле речки Гидо показал нам звериные следы. Его наметанный глаз сразу распознал следы пумы, ягуара, тапира и двух видов оленей. Мы чувствовали, что из-за каждого куста за нами пристально наблюдают. И днем и ночью в этих местах кипит жизнь.
Обитателям леса тут есть где спрятаться: местность настолько разнообразна, что здесь наблюдается большое изобилие растений, всего порядка 4 000 видов. Это деревья, папоротники, бромелии, лианы. Одних только орхидей свыше 100 разновидностей! Мы наслаждались буйством красок и ароматов, пробовали экзотические фрукты, растущие прямо у тропы. Это и мангаба, и зреющая на лианах маракуйя.
Наконец, перейдя речку, мы уловили отзвуки падающей воды. С каждым шагом звук усиливался, и вот мы вышли на поляну, где нашим взорам предстал величественный водопад Эль-Энканто, нижняя часть которого утопала в облаке водяной пыли. Вокруг чаши с кристально чистой водой разрослись папоротники и бромелии. «В жару сюда приходят обезьяны — чтобы освежиться»,— сказал нам Гидо. Мы поняли намек и тоже искупались, стараясь впитать в себя всю красоту и безмятежность здешних мест.
Наследие Ноэля Кемпфа Меркадо
Защитник природы Ноэль Кемпф Меркадо погиб в 1986 году. Все же работа по охране этого заповедного уголка Боливии продолжается. В 1996 году правительства Боливии и США объединили усилия по сохранению 880 000 гектаров тропического леса. Кроме того, их цель — существенно уменьшить выброс парниковых газов в других частях мира. На следующий год правительство Боливии и три энергетические компании учредили Проект имени Ноэля Кемпфа Меркадо по охране этого природного региона. Среди прочего они добились отмены лицензий на вырубку 880 000 гектаров леса. Этот район был присоединен к парку, что удвоило его площадь.