среда, 17 июля 2013 г.

Урок оперного пения

ПЕВЕЦ стоит на сцене, высоко подняв голову и расправив плечи, его лицо спокойно, губы не напряжены. Публика замерла в ожидании. Оркестр играет небольшое вступление, и вот тенор начинает исполнять арию. Его голос звучит легко и свободно, и, кажется, звуки льются откуда-то извне. Когда музыка смолкает, зал взрывается аплодисментами.
Опера — это музыкально-театральное произведение, в котором роль актеров исполняют певцы и звучит оркестровая музыка. Нравится ли вам опера? Доводилось ли вам бывать в оперном театре? Как вы думаете, в чем заключается секрет красоты голоса оперных певцов?
Голос — музыкальный инструмент
Голос — это удивительный дар Бога, и его по праву называют музыкальным инструментом. Хотя далеко не каждый обладает голосом оперного певца, для многих пение — неотъемлемая часть жизни, и петь для них почти так же естественно, как есть или спать. Хорошо вы поете или плохо, вам, несомненно, будет интересно узнать, как устроен этот «инструмент».
Голосообразование происходит в гортани. Она находится в середине горла и состоит из совокупности хрящей, между которыми расположены две небольшие мышечные складки — голосовые связки. Как возникает звук? При нормальном дыхании голосовые связки расслаблены и образуют в дыхательном горле треугольное отверстие, которое называется голосовой щелью. Во время пения поток воздуха, проходящий через гортань, усиливается, голосовая щель сужается и связки вибрируют, производя звук. Чем больше напряжены связки, тем выше частота их вибрации и тем выше получается звук. Когда поток воздуха уменьшается и голосовые связки напряжены меньше, голосовая щель увеличивается, частота вибраций уменьшается, и звук становится более низким.
Техника пения и природные данные
У молодого Энрико Карузо был великолепный, однако не сильный голос. Специальные упражнения помогли придать его голосу необходимую силу. Красивый голос может быть дан человеку от природы, но для оперного пения важна также техника. Певцу необходимо научиться дышать так, чтобы у него был достаточный запас воздуха, а также уметь правильно его расходовать. Говорят, что знаменитый певец XVIII века Карло Броски, известный как Фаринелли, мог на одном дыхании спеть пассаж из 150 нот.
Оперные певцы также учатся усиливать звучность голоса, пользуясь резонаторами своего тела. Как говорят специалисты, для низких звуков роль резонаторов выполняют кости грудной клетки, а для высоких — челюсти и полости, образуемые лицевыми костями.
Многие думают, что в пении участвует только горло. Однако, как было справедливо замечено, поет все тело, в том смысле, что в пении задействуются все силы человека. Необходимо уметь контролировать напряжение мышц во всех частях тела. Таким образом, оперное пение требует определенных физических усилий. Возможно, именно этим объясняется солидная комплекция некоторых оперных певцов. Многие считают, что резкая потеря веса может сказаться на вокальных данных, что, вероятно, и произошло с Марией Каллас — одной из самых известных оперных певиц XX века.
Эволюция оперного пения
С течением времени оперное пение претерпело изменение в стиле и технике. Рассмотрим лишь два примера. Когда опера вышла за пределы капелл и небольших помещений и стала исполняться в оперных театрах, то на смену легкому, изящному пению пришло пение, требующее усиления голоса естественными резонаторами. В таком изменении возникла особая потребность, когда небольшие оркестры времен Моцарта сменились значительно бо́льшими по размеру оркестрами, для которых писали музыку такие композиторы, как Верди и Вагнер. В XVII—XVIII веках, а также в начале XIX века в оперной музыке акцент делался на виртуозности, то есть техническом мастерстве, певца. Однако во второй половине XIX и в начале XX века стиль изменился. В тот период, кроме голоса, важная роль стала отводиться и другим элементам, из которых складывается опера.
Открывшиеся в связи с этим возможности привели к появлению большого числа музыкальных произведений. Такие знаменитые композиторы, как Паэзиелло, Чимароза, Глюк, Моцарт, Доницетти, Россини, Беллини, Вагнер, Верди, Пуччини, Бизе, Мейербер, Масканьи и другие создали множество незабываемых шедевров, пробуждающих глубокие чувства.
Крайности во имя музыки
В истории оперного пения были и печальные страницы. Так в итальянской опере на протяжении более ста лет важную роль играли певцы-кастраты. До наступления половой зрелости мальчиков оскопляли, чтобы у них сохранился высокий голос невероятной силы. По словам Гвидо Тартони, такая практика поощрялась «Церковью, запрещавшей женщинам... петь в храмах».
Некоторые признанные оперные исполнители обретают славу звезд, и порой поклонники их обожествляют. Примером такого почитания стали похороны Лучано Паваротти. Марию Каллас называли Божественная (La Divina), а Джоан Сазерленд — Изумительная (La Stupenda). Однако, если оперное пение и снискало популярность, то это благодаря его способности эмоционально воздействовать на публику.
Возможно, вам доведется услышать знаменитую арию в исполнении сопрано. В таком случае представьте, сколько занятий и труда потребовалось для постановки этого красивого голоса. И тогда вы, может быть, подумаете об оперном пении так же, как один знаток музыки, который сказал, что опера — это способ «соединить слова с музыкой и дать поэзии... крылья мелодии».

Комментариев нет:

Отправить комментарий