вторник, 16 июля 2013 г.

Болгария

НАД живописными берегами реки Осым в городе Ловеч (северная часть Болгарии) раскинулся крытый мост. У этой внушительной конструкции, как и у города, которому она служит, богатая история.
Одним из первых, кто обратил внимание на этот мост, был австрийский геолог Ами Буэ, посетивший Ловеч в первой половине XIX века. В своих записках он упомянул «крытый каменный мост с множеством торговых рядов и лавок». Да, этот неповторимый мост связывал две части города и служил рынком! Так он и стал городской достопримечательностью.
В самом начале крытый ловечский мост был не каменным, а деревянным. Он многократно страдал от паводков, и его приходилось перестраивать. Но в 1872 году мост полностью смыло очередное наводнение. Горожане, живущие по разным берегам реки, оказались отрезанными друг от друга.
Кто же мог справиться с грандиозной задачей восстановления? Для проектировки и строительства нового, более прочного моста был приглашен знаменитый болгарский зодчий Никола Фичев.
Передовой проект
Этот мастер решил сохранить прежние особенности конструкции и разработал проект крытого моста с небольшими магазинами. В качестве опор для нового моста (длиной 84 метра и шириной 10 метров) он спроектировал овальные устои высотой 5 метров. Эти устои, зауженными сторонами обращенные против течения, имели уникальную особенность: начиная от середины и почти до верха в них были проделаны отверстия, сквозь которые беспрепятственно проходила вода. На эти опоры положили дубовые перекрытия и доски. Оставшуюся часть конструкции, а также 64 магазина по обеим сторонам моста выполнили из бука. Крыша тоже была буковой, обитой листовым железом.
Еще одной интересной особенностью работы Фичева было то, что он решил обойтись без железной арматуры и гвоздей. Для скрепления конструкции он использовал деревянные нагели. Дорогу вымостили булыжником, положив его прямо на деревянный настил, а потом засыпали гравием. Маленькие боковые окна и отверстия на крыше пропускали дневной свет. По вечерам на мосту зажигали газовые фонари. Все вместе — проектирование и строительство — заняло около трех лет.
Жизнь на мосту
Как использовался мост? Вот какую картину рисует человек, живший в то время: «Продавцы, прохожие, зеваки, изредка потревоженные проезжающим экипажем, телегой или проходящим мимо навьюченным ослом... Голоса, сливающиеся с шумом работающих жестянщиков... и громкими возгласами зазывал, наперебой расхваливающих товары. У моста своя жизнь. У каждой из множества всевозможных лавок, забитых до отказа лентами, монистами и другими товарами, свой ритм и традиции».
Мост служил не только рынком, но и местом развлечений, поскольку многие торговцы по совместительству были музыкантами. В том же описании мы читаем: «В цирюльне работало пять или шесть брадобреев, которые к тому же хорошо играли на струнных инструментах. Они часто находили свободное время и играли, а клиенты с удовольствием дожидались их». После Первой мировой войны некоторые из этих мастеров основали так называемый «Оркестр брадобреев».
Трагедия
В течение полувека крытый мост, построенный Фичевым, выдерживал разные бедствия, такие, как войны и наводнения. Однако в ночь со 2 на 3 августа 1925 года небо над Ловечем побагровело от сильного пожара — горел, превращаясь в пепел, его живописный мост. До сих пор никто точно не знает, возник пожар из-за халатности или мост кто-то поджег. Как бы то ни было, Ловеч снова остался без своего моста.
В 1931 году берега соединил новый крытый мост с привычными магазинчиками и мастерскими. Но на этот раз его построили уже не из дерева и камня, а из бетона и стали. В целом он сильно отличался от построенного Фичевым. Крыша была стеклянной, а центральный пролет не имел стен. В 1981—1982 годах мосту было возвращено былое очарование: его перестроили по проекту Николы Фичева.
Этот крытый мост — символ Ловеча и яркий образец зодческого искусства. По сей день местные жители и туристы не упускают возможности пройтись по мосту, на котором стройными рядами выстроились лавки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий