пятница, 19 июля 2013 г.

Куклы

ЕГИПТЯНЕ делали их из плоских дощечек, немцы использовали фарфор, эскимосы — тюленью кожу, а японцы складывали их из бумаги. Их коллекционируют взрослые. Их любят дети. Что же это? Куклы.
В энциклопедии «Уорлд бук» говорится: «Похожие на кукол фигурки, относящиеся к более ранним периодам, в большинстве своем использовались в магических ритуалах и религиозных обрядах, а не в детских играх». Древние египтяне на кусочках дерева, имевших форму весла, рисовали одежду с узорами и прикрепляли к ним «волосы» — нитки с нанизанными на них глиняными бусинками. Таких кукол египтяне клали в гробницы, веря, что в загробной жизни они будут для усопших слугами. Жители островов Карибского моря втыкали булавки в кукол, которые использовались в ритуалах вуду, надеясь тем самым причинить вред своим недругам.
Во многих культурах куклы были связаны с обрядами плодородия. Так, в Древней Греции незадолго до вступления в брак девушки оставляли своих кукол на жертвеннике Артемиды — богини плодородия. И в наше время женщины из племени ашанти в Гане (Африка) носят в поясе куклу, надеясь, что благодаря этому у них родятся красивые дети. В Сирии некоторые девушки вывешивают кукол на своих окнах, показывая тем самым, что достигли брачного возраста.
Каждый год 3 марта в Японии проходит Хина мацури, или Праздник кукол. Он также известен как праздник девочек. Согласно одной энциклопедии, он «восходит к целому ряду различных обычаев. Один из них — это китайский обряд очищения, проводившийся у реки в третий лунный месяц. В период Хэйан (794—1185) придворные в третий день третьего месяца приглашали прорицателей, чтобы те избавили их от нечистоты, перенеся ее на бумажные изображения... которые затем бросали в реку или океан» (Japan — An Illustrated Encyclopedia).
Куклы — игрушки
В Японии в период Эдо (1603—1867) кукол, предназначенных для детей, стали делать похожими на людей и наряжать в различные костюмы. Другие куклы приводились в движение с помощью веревок, пружин, подъемных механизмов и деревянных приспособлений. Одна кукла могла даже принести гостю чашку чая, а затем унести пустую чашку обратно!
Как говорится в одной энциклопедии, в XVIII веке на Западе «у детей не было детства в привычном для нас смысле слова. Их считали маленькими взрослыми и ожидали от них соответствующего поведения». Кукол делали для всех: как для детей, так и для взрослых. Но в XIX веке начали понимать роль игр в развитии детей. Вследствие этого производство кукол в Европе приобрело большой размах.
В 1824 году немецкие кукольные мастера изобрели механизм, с помощью которого куклы могли говорить «мама» и «папа». Позднее в том же столетии они придумали ходячих кукол. Американский изобретатель Томас Эдисон даже создал миниатюрный проигрыватель, благодаря которому кукла могла «разговаривать». В то же время французы сделали куклу Бебе Гурман (Bb Gourmand), которая могла «есть». Известность снискали также французские модные куклы, которые были одеты в элегантные костюмы. Для них отдельно продавались такие аксессуары, как гребни, меха, веера, а также мебель.
В XX веке в производстве кукол наступил настоящий бум. В 1940-х годах использование пластмассы позволило производителям выпускать дешевые, но вместе с тем искусные изделия. Пластмассовая кукла Барби остается самой популярной с 1959 года, когда она впервые была выпущена. В одном только 1997 году продали более миллиарда этих кукол, что принесло производителям 1,8 миллиарда долларов прибыли.
Куклы — учителя
Чтобы приобщать детей к религии своего племени, индейцы пуэбло, живущие на юго-западе Соединенных Штатов, пользовались фигурками, которые представляли духов качина. Они вырезали эти фигурки из корней кактуса или сосны. Во время особого ритуала кто-то из племени одевался и вел себя как один из богов. Затем родители давали детям куклу, изображавшую этого бога, чтобы они играли и таким образом знакомились с ним.
«[Куклы] позволяют детям выражать обиду, гнев и другие эмоции,— говорится в энциклопедии „Уорлд бук“.— Игра в куклы дает детям возможность попробовать себя в роли тех, кем они хотят стать, когда вырастут». В Японии каждый год во время Праздника детей, который проводится в мае, выставляется кукла, сделанная в виде молодого человека в традиционном воинском облачении. Она поощряет мальчиков развивать в себе качества сильного, уважаемого члена общества, как того требует японская культура.
Поскольку дети эмоционально привязываются к своим куклам, мудрые родители обращают внимание, как эти игрушки влияют на их детей. Например, есть мнение, что внешность некоторых кукол и количество их нарядов может отрицательно сказаться на формировании личности девочек. Один критик утверждает, что игра с такими куклами прививает «девочкам искаженное представление, будто внешность важнее внутренних качеств».
Всякий, кто наблюдал, как дети играют в куклы — матерчатые, бумажные, деревянные, пластмассовые и другие,— не мог не заметить, что это больше чем игрушки. Это друзья, товарищи по играм, те, кому дети доверяют свои секреты и с кем они проводят свое детство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий