понедельник, 22 июля 2013 г.

Карандаш

ЛЕГКИЙ, дешевый и всегда готовый к делу. Не требует подзарядки, не течет и запросто умещается в кармане. Без труда стирается резинкой. С его помощью дети выводят свои первые каракули, а великие мастера создают бессмертные шедевры. У большинства из нас он всегда под рукой: вдруг что-то придется записать. Это, конечно же, простой карандаш — самый доступный и самый известный в мире пишущий инструмент. Своим возникновением он обязан случаю, произошедшему в одной английской деревушке.
«Свинцовый» карандаш
Эта удивительная история началась в XVI веке в Борроудэйле, красивой горной долине Озерного края на севере Англии. Там были обнаружены залежи неизвестного черного вещества, похожего на уголь, но не горючего. На поверхностях он оставлял черный с металлическим блеском след, который легко стирался. Этот минерал стали называть «плумбаго» (лат. «подобный свинцу»). Чтобы не пачкать руки, куски этого материала обертывали в пергамент, а также делали из него короткие стержни и обматывали их бечевкой. Неизвестно, кто первый решил поместить этот минерал в деревянную оправу, но уже в 1560-е годы такой незатейливый карандаш стал известен и в других странах Европы.
Вскоре этот необычный минерал, имевший спрос у художников, стали добывать и экспортировать, и в XVII веке им уже пользовались практически повсеместно. Между тем, производители карандашей старались усовершенствовать грифель. Поскольку минерал в Борроудэйле добывался легко, причем в чистом виде, он быстро попал на черный рынок. Поэтому в 1752 году британский парламент издал закон, согласно которому за воровство этого вещества грозило тюремное заключение или ссылка в штрафную колонию.
В 1779 году шведский химик Карл-Вильгельм Шееле сделал неожиданное открытие: этот минерал оказался вовсе не свинцом, а модификацией чистого углерода. Десять лет спустя немецкий геолог Абраам Готлоб Вернер назвал это вещество графитом (от греч. графо — «пишу»). На самом деле «свинцовый» карандаш сделан отнюдь не из свинца!
Дальнейшие преобразования
Долгие годы поставщики английского графита удерживали монополию на производство карандашей, поскольку их минерал был достаточно чистым и не нуждался в обработке. Графит же, добываемый в других странах Европы, был более низкого качества, поэтому производители старались улучшить свойства грифеля. Французский ученый Николя Жак Конте смешал измельченный графит с глиной и с помощью обжига изготовил из этого материала стержни. Изменяя пропорции смеси, можно было достичь различных оттенков черного. Этот принцип применяется до сих пор. Свое открытие Конте запатентовал в 1795 году.
В XIX веке производство карандашей стало доходным делом. Месторождения графита были обнаружены в Сибири, Германии и других частях мира. В Германии, а затем и в США стали открываться карандашные фабрики. Механизация и массовое производство позволили снизить цены на карандаши, и к началу XX века ими могли пользоваться даже школьники.
Современный карандаш
Во всем мире ежегодно выпускаются миллиарды карандашей всевозможных конструкций и форм. Они стали универсальными инструментами для рисования и письма. Обычным карандашом можно прочертить линию длиной более 50 километров и написать 45 000 слов. В механические карандаши с металлическим и пластмассовым корпусом вставляются тонкие стержни, не требующие заточки. Цветные карандаши, грифель которых содержит красители и пигменты, образуют богатую палитру.
Универсальный, простой и надежный карандаш — непритязательный труженик — отнюдь не устарел и по сей день. Поэтому в будущем, дома или на работе, вы, возможно, еще не раз услышите: «У кого есть карандаш?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий