четверг, 27 июня 2013 г.

Айн-Джалут: история


МОНГОЛЬСКОЕ нашествие. Конные отряды кочевников несут с собой смерть и опустошение, разоряя всякий город, отказывающийся подчиниться. В феврале 1258 года они приступом взяли Багдад, разрушив его укрепленные стены. Резня и грабежи продолжались неделю. Тогда перед монголами затрепетал весь исламский мир.
В январе 1260 года монгольская армия двинулась на запад, и сирийский город Алеппо постигла та же участь, что и Багдад. В марте того же года завоевателям сдался Дамаск, открыв перед ними свои ворота. Вскоре монголы захватили палестинские города Газу и Наблус (находящийся поблизости от руин древнего Сихема).
Затем монгольский военачальник Хулагу потребовал, чтобы ему покорился султан Аль-Музафар Сайф ад-Дин Кутуз — исламский правитель Египта. В случае отказа Египту пришлось бы столкнуться с весьма серьезной угрозой, ведь по численности войско Хулагу в 15 раз превосходило 20-тысячную египетскую армию. По словам историка ислама Назира Ахмеда, в то время «мусульманский мир был на грани гибели». Как же поступил султан Кутуз?
Кутуз и мамлюки
Кутуз был мамлюком — воином-рабом тюркского происхождения. В столице Египта, Каире, мамлюки служили гвардейцами при султанах из династии Айюбидов. Однако в 1250 году мамлюки свергли своих хозяев и сами стали править Египтом. В конечном счете к власти пришел вышеупомянутый Кутуз, получивший в 1259 году титул султана. Кутуз был умелым, опытным воином и не собирался сдаваться без боя. В то же время его шансы одержать победу над монголами были весьма невелики, если бы не последующие события, которые повлияли на дальнейший ход истории.
Неожиданно Хулагу пришло известие о смерти Мункэ — великого монгольского хана. Предвидя, что на родине начнется борьба за власть, Хулагу вместе с большей частью своего войска был вынужден уйти. Для выступления против Египта он оставил от 10 000 до 20 000 воинов, считая, что такой армии вполне достаточно для полной победы. Этой ситуацией и воспользовался султан Кутуз, решивший, что теперь самое время поразить захватчиков.
Однако на пути между Египтом и монгольской армией стоял другой серьезный враг мусульман — крестоносцы, пришедшие в Палестину с целью отвоевать так называемую Святую землю. Кутуз обратился к крестоносцам за поддержкой, и те разрешили его воинам закупить продовольствие и пройти через их территорию дальше в Палестину, чтобы сразиться с монголами. Крестоносцам больше неоткуда было ждать помощи, а Кутуз со своей армией мог освободить эти земли от всеобщей угрозы — монгольских завоевателей.
Итак, было выбрано место для решающего сражения между мамлюками и монголами.
Палестинский город Айн-Джалут
В сентябре 1260 года мамлюкская и монгольская армии встретились близ города Айн-Джалут в долине Ездрилон. Как считают историки, Айн-Джалут располагался неподалеку от древнего города Мегиддо.
Древний историк Рашид ад-Дин сообщает, что возле Мегиддо мамлюки устроили монголам ловушку. Значительную часть своей конницы Кутуз укрыл на холмах вокруг долины, а вперед послал лишь небольшое войско, желая спровоцировать атаку со стороны монголов. Те решили, что перед ними находится вся мамлюкская армия и ринулись в бой. Тогда по приказу Кутуза ожидавшие в засаде конные отряды на полном скаку атаковали монголов с флангов. Захватчики были разгромлены.
Это была первая значительная победа над монголами за все 43 года их кампании по завоеванию Запада. И хотя сражение при Айн-Джалуте нельзя назвать масштабным, оно по праву считается одним из самых важных в истории. Благодаря его победному исходу мусульмане избежали уничтожения, был развеян миф о непобедимости монголов, а мамлюки вернули себе утраченные ранее территории.
Историческое значение
Монголы еще не раз нападали на Палестину и Сирию, но для Египта они уже не представляли угрозы. Потомки Хулагу осели в Персии, приняли ислам и приобщились к исламской культуре. Их государство получило название Персидский ильханат, что указывало на его подвластность великому хану.
Кутузу не довелось в полной мере насладиться своей победой: вскоре после исторической битвы он погиб от рук своих соперников. Одним из них был Бейбарс I, который принял титул султана и считается основателем мамлюкской династии, правившей Египтом и Сирией. Государство Бейбарса было мощным и процветающим; оно просуществовало два с половиной столетия — вплоть до 1517 года.
В течение этих 250 лет мамлюки изгнали из Святой земли крестоносцев, наладили торговлю и производство, построили больницы, мечети и школы, а также содействовали развитию искусства и ремесел. Под их правлением Египет стал признанным центром мусульманского мира.
Как видно, битва при Айн-Джалуте не только изменила Ближний Восток, но и повлияла на дальнейшее развитие европейской цивилизации. Согласно одному журналу, «если бы монголам удалось покорить Египет, то по возвращении Хулагу они, возможно, расширили бы свои завоевания в Северной Африке до Гибралтарского пролива» (Saudi Aramco World). К тому времени монголы уже продвинулись далеко на Запад, завоевав Польшу и другие страны, поэтому Европа могла быть зажата в гигантские тиски.
«Наступила бы тогда в Европе эпоха Возрождения? — спрашивается в упомянутом выше журнале и затем делается вывод: — Возможно, сегодняшний мир был бы совсем не таким, каким мы его знаем сегодня».

Комментариев нет:

Отправить комментарий