пятница, 22 августа 2014 г.

В плену стереотипов

Каждому из нас порой доводилось слышать, а подчас и произносить такие расхожие выражения, как «все гениальное просто» или «любое знание в чем-то полезно». Однако эти широко употребительные фразы, как и некоторые другие, мало того что в корне неверны, но еще и несут с собой совершенно конкретный вред. 

Наша цивилизация во многом построена на лжи, которую думающему человеку в какой-то момент с большим трудом приходится преодолевать. Ведь она столь уютно расположилась в общественном подсознании, что считается людьми чем-то совершенно очевидным. Для того чтобы уметь избегать подобных психологических ловушек, надо хорошо представлять себе наиболее типичные из них. Стоит отметить, что речь будет идти не о фактах (к примеру, не о том, была ли Вторая мировая война или нет), а об установках и позициях, что иногда гораздо серьезнее, чем конкретные, точно устанавливаемые истины. Не все знание — сила Вот типичная ложь, беззастенчиво охватившая сознание многих людей: все гениальное просто (эксплуатируют это мнение, как правило, люди от гениальности весьма далекие). Есть и ее развернутая вариация: любую серьезную идею можно популярно изложить так, что ее поймет семилетний ребенок, которая очень удобна для журналистов популярных СМИ и книгоиздателей. Первые могут запросто подойти к ученому с мировым именем, который 30 лет посвятил изучению сложной проблемы, и снисходительно поинтересоваться: «Ну а теперь скажите, в чем суть ваших открытий? Изложите ее как можно короче читателям нашего журнала, предназначенного для настоящих мужчин (любителей пива, домохозяек, знатоков стрелкового оружия....)». А вторые благодаря такому заблуждению наводнили книжные магазины бессчетным количеством дешевок типа «Ницше за 90 минут».
А вот еще одна «истина», имеющая хождение в рядах духовных искателей, психологов и их клиентов: осознание человеком своего поведения и мотивов ценно и является важнейшим ключом и инструментом к его духовным и психологическим проблемам. Однако мой личный опыт общения и взаимодействия с людьми показывает, что осознание человеком себя, своего поведения и своего внутреннего мира ценно только при определенных условиях, а именно: когда человек осознает их, находясь при этом уже на достаточно высоком уровне миропонимания, и использует для этого осознания специальный, подходящий для конкретной ситуации язык. Бытовое осознание обычно никуда не ведет, и человек, интенсивно им занимаясь, только морочит себе голову, полагая, что куда-то движется и решает какие-то свои проблемы. Более того, находясь на обыденном уровне сознания и занимаясь осознанием себя и своих подсознательных мотивов, человек неизбежно приходит или к самообману, или к совершенному тупику и хаосу в мыслях, чувствах и поступках. Говоря о познании мира и духовных поисках, можно сформулировать еще две установки, которые как-то связаны друг с другом и, на мой взгляд, ложны. Первая звучит так: любое знание в чем-то, с какой-то стороны полезно. Однако для интенсивно развивающегося человека нужна не любая, а вполне определенная информация и, что еще важнее, созвучные ему позиции, которые стоят за этой информацией, — ибо информация, как и история, всегда тенденциозна и объективной не бывает. И, получая и осваивая ненужную ему информацию, за которой стоят чуждые ему позиции, человек сбивается со своего пути и потом вынужден долго чистить свой ум и подсознание от, возможно, для кого-то правильной и нужной, но ему лично чуждой и враждебной информации. Думаю, что вред, который наносит современному человеку наружная реклама, куда как превосходит вред от курения, радиации и многих других бед современного общества. Вторая установка звучит так: концентрируя свои мысли на высших идеалах, на добре и совершенстве, на Боге и окружающих его ангелах, на Будде и его эманациях, человек продвигается по духовному пути и способствует эволюции человечества и мира. На мой взгляд, здесь неверны обе части установки. Ведь в их основе лежит неправомерное обобщение, заключающееся в том, что опыт, положительный для избранных (далеко продвинувшихся в духовной практике индивидуумов), трактуется как положительный и даже обязательный для всех остальных. Однако для большинства людей высшие идеалы не являются материальными, а представляют собой некий абстрактный, неосязаемый соус, без которого вроде бы нельзя, но что конкретно он дает — непонятно. И люди, подчиняясь достаточно широкой пропаганде духовных путей развития, пытаются по ним идти — и сходят, потому что эти пути не для них. Однако мало кто думает о следах, оставляемых искателями-неудачниками на торных духовных дорогах. А ведь каждый отступивший, разочаровавшийся или разуверившийся оставляет на тропинке к Богу препятствия в виде небольших булыжников, скользких луж или вязкой топи. Для того чтобы ваше пожелание блага всем живым существам реально способствовало указанному благу, мало это произнести или об этом подумать — нужно реально ощутить все эти живые существа и их страдания и иметь в себе достаточно энергии деятельного сострадания, чтобы оно прошло длинный путь от вашего индивидуального человеческого сознания до Мирового Разума, а от него — к живым существам. Если же осознания всего сонма живых существ и их страданий как реального мистического переживания у человека нет, то его пожелание будет лицемерным или формальным и послужит лишь препятствием для тех, кто реально может оказать помощь. Чтение мантр и молитв, изучение духовных книг и их обсуждение в понимании современного человека часто являются разновидностью развлечений. Вред, который наносит современному человеку наружная реклама, куда как превосходит вред от курения, радиации и многих других бед современного общества

Человек — это вселенная

А вот еще одна установка, необыкновенно вредная для практики: все люди более или менее одинаковы и то, что хорошо (плохо) для меня, хорошо (плохо) и для других. Действительно, все люди имеют на одних и тех же местах нос, уши и рот, голову и конечности, все будто одинаково стремятся к радости и избегают неприятностей, страдают от безденежья и радуются успеху... А имеющиеся различия между ними вроде бы и не так существенны: ну чуть короче нос или тверже подбородок, различаются цвет глаз и волос... А что еще? Это проблема для начинающего художника-портретиста, которого волнует вопрос: как увидеть в человеке то, что отличает его от всех прочих людей? Однако для профессионала, как портретиста, так и психолога (менеджера, врача, учителя…), вопрос стоит уже совсем по-другому: он настолько индивидуально воспринимает людей, что каждое новое лицо (человек) для него — новая вселенная, ничуть не похожая на известные ему раньше, и его изучение — экстремальное путешествие в неизведанное пространство. Для того чтобы отделаться от нивелирующей разницу между людьми гребенки, достаточно год поучить астрологию и построить астрологические карты своим знакомым — тогда человек привыкает к тому, что все карты (как картинки) совершенно различаются, и ему уже не хочется ничего говорить о людях в общем. А ведь поначалу так хочется, чтобы все люди (ну, без исключения!) верили в Бога (желательно моего, то есть настоящего), молились, имели совесть, стремились к добру, защищали своих близких, были альтруистичны, целеустремленны, последовательны, разносторонни, легки на подъем, мудры, практичны, эмоциональны, отзывчивы, стремились к самосовершенствованию, были вегетарианцами, но любили животных в остальных аспектах... читатель может продолжить этот список самостоятельно. Все это, по-видимому, хорошо (хотя нереалистично), а психологически — плохо, так как полностью дезориентирует человека в его жизни. Ни один человек не в состоянии активно прорабатывать и развивать в себе все мыслимые добродетели. Хотя, несомненно, этого от него и не требуется — ни судьбой, ни душой, ни обществом, ни даже женой (мужем). Фокус заключается в том, что от каждого человека требуется, чтобы он вырабатывал в себе некоторые вполне определенные положительные качества, причем одни из них ему в принципе от природы свойственны, и он должен углублять их и расширять, а другие — нет, но он должен овладеть ими в начальной или средней степени. Надо понимать, что овладеть любой изначально несвойственной человеку добродетелью — занятие весьма нелегкое и уж точно неорганичное (впрочем, и учиться ходить для любого человека — занятие трудное и неорганичное; вспомните свое младенчество или посмотрите повнимательнее, как учатся ходить годовалые дети). И пока вы, глядя на человека, не можете определить его добродетелей, считайте, что вы с человеком толком не знакомы и не знаете его. Как раз в этом случае люди кажутся вам одинаковыми или очень похожими друг на друга. Идея, что разными людьми движут одни и те же мотивы, неверна в корне, поскольку даже если две личности имеют схожий набор ценностей, то наверняка внутренние приоритеты мотивов у них разные, а именно приоритеты часто определяют поведение человека. Почти все люди считают своими ключевыми ценностями дом, семью, любовь, работу, учебу, питание, отдых, но, во-первых, эти ценности каждый человек смыслит по-своему, а во-вторых, по-своему их ранжирует. В науке неупорядоченный набор элементов называется множеством, а упорядоченный — кортежем, и нужно ясно понимать, что ценности человека в его подсознании образуют именно кортеж, а не множество. Хотя его сознанию гораздо удобнее представлять их в виде множества, ведь так ответственность куда меньше: можно сказать, что мне важно и то, и это, и еще что-то. А вот какая ценность важнее другой в принципе и в конкретной ситуации — вопрос кардинальный, неизбежно предъявляющий человеку определенные жизненные требования. И соответствовать им, как правило, людям не хочется, потому что быть безответственным проще и спокойнее. Как раз здесь им на выручку и должна прийти психология, одна из задач которой в том и состоит, чтобы помогать человеку наводить мосты между сознанием и подсознанием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий