среда, 27 августа 2014 г.

ДВЕ СУДЬБЫ РУССКОГО МИРА

Этим летом в Прикамье побывала киногруппа из Австралии
Снимается документальный фильм о пермяках - представителях так называемой Харбинской эмиграции - тех наших земляках, которые после гражданской братоубийственной войны сначала оказались в китайском Харбине, а после рассеялись по всему миру...
Основу киногруппы составляют два человека, наши земляки. Когда-то давно, "еще в прошлом веке", они жили и работали в Перми. С Ольгой Красноперовой, сценаристом, мы знакомы заочно несколько лет, по переписке. Ее муж Федор Токмаков - оператор, опытный телевизионщик. По их замыслу, главными героями фильма будут два известных представителя пермского монашества. Это игуменья Руфина (Кокорева), до прихода красных служившая настоятельницей женского монастыря в Чердыни, и игумен Белогорского подворья в Перми Ювеналий (Килин), закончивший свой земной путь епископом Ижевским и Сарапульским.
Позади у кинематографистов из Австралии - множество поездок, встреч в монастырях и храмах Перми, на Белой Горе, затем в Ижевске, Сарапуле...
- Чем наши герои интересны, - делится своими мыслями Ольга, - так это прежде всего тем, что оба, и Руфина, и Ювеналий, - яркие личности, вошедшие в историю своим духовным подвигом, самоотверженностью в служении русскому народу и православию.
Кроме того, у них судьбы сложились вроде бы похоже, но завершились совсем различно и типично для нашей эмиграции, для русского мира. Руфина скончалась за рубежом, в Шанхае, в 1937 году. А вот Ювеналию суждено было после Великой Отечественной войны вернуться на Родину, он умер и похоронен в Ижевске...
МАТУШКА РУФИНА
Один из самых запоминающихся съемочных дней прошел для Ольги и Федора в Успенском женском монастыре. Снимали в местах, где начинался путь известной подвижницы XX века. Игуменья Руфина (в миру Ольга Кокорева) родилась в семье промышленника в 1872 году. Когда ей было всего восемь лет, она стала послушницей Успенского монастыря и подвизалась в этой обители, созданной пароходчиками Каменскими, до 18 лет.
Затем были годы служения в обителях Москвы, Верхотурья. В 1911 году она приняла постриг с именем Руфина и была направлена в Чердынь, восстанавливать старинный Иоанно-Богословский монастырь. Многое ей удалось сделать в Чердыни, до сих пор вспоминают здесь матушку добрым словом. Ее стараниями при монастыре был открыт приют для детей-сирот под покровительством великой княгини Татьяны Николаевны. Летом 1917 года мать Руфина ездила в Москву, в Марфо-Мариинскую обитель. Встречалась с великой княгиней Елизаветой Федоровной, перенимала опыт духовного сестричества.
Когда Красная Армия взяла власть и на прикамском севере, мать Руфина уехала сначала во Владивосток. А в начале 1920-х, когда была ликвидирована и буферная Дальневосточная республика, она эмигрировала в Харбин. Но и там она не опускала рук, помогала людям, беженцам, соотечественникам обрести веру, почву под ногами. И здесь основала монастырь, служила, но... В 1927 году, в результате кардинальных внешнеполитических изменений, харбинцы вынуждены были вновь решать вопрос, куда направить свои стопы. Вместе с монастырем мать Руфина перебралась в Шанхай. Спустя десять лет отошла в мир иной на чужбине...
ИГУМЕН ЮВЕНАЛИЙ
...Пройдя разобранные объекты городка Белых ночей, еще недавно шумевших на эспланаде, мы остановились с гостями на перекрестке улиц Петропавловской и Попова (быв. Далматовской).
- Вот где-то здесь до революции и располагалось Белогорское подворье, - показываю киношникам. - Очень обширное было подворье, с храмом, с погостом... Где-то перед нынешней Горьковской библиотекой находится и утраченная могила Стефана Луканина, основателя Белогорского монастыря, одного из духовных наставников вашего героя...
Второе действующее лицо будущего фильма - игумен Ювеналий (Иван Кельсиевич Килин, 1875-1958). Да, его судьба сложилась очень необычно. В молодости с ним случилась беда: катался на лодке с невестой, а недалеко прошел пароход. От большой волны лодка перевернулась, и невеста утонула. После такого потрясения он долго не находил себе места. После ушел в монастырь. В Белогорский монастырь он поступил в 1896 году, а уже с 1904 года заведовал Белогорским подворьем. В мае 1909 года назначен строителем Фаворской пустыни.
Именно Ювеналий принимал в 19(3 году Иоанна Кронштадтского в храме Стефана Великопермского. Именно он, иеромонах Ювеналий, возглавлял в июне 1905 года крестный ход из Перми на Белую Гору, в котором приняло участие около 7 тысяч верующих.
В сан епископа Ювеналий был возведен в начале 1920-х годов, когда для церкви в России был установлен жесткий режим наибольшего неблагоприятствования. И не удивительно, что епископ Ювеналий вскоре оказался в эмиграции. В 1935-1947 годах он служил в православных церквях китайских городов Синцзян, Харбин, Шанхай.
А после победы Советского Союза нщ фашистской Германией епископ Ювеналий, как и многие представители русской эмиграции, ждавшие этой победы всей душой, добивается права вернуться на Родину. Он мечтал жить и служить в рсц- ных местах, на Урале. Однако все произошло не по его желанию: кафедру он получил в сибирских епархиях: Иркутск, Омск, затем переведен в Ижевск. На пермской земле бывал только наездами. 10 августа 1947 года прилетал в Пермь (тогда еще Молотов). По воспоминанием верующих, владыка Ювеналий служил однажды и во Всехсвятской церкви на Егошихинском кладбище, случилось это в мае 1957 года, когда Ювеналий приезжал проводить в мир иной архиепископа Пермского Товия. Спустя год скончался и сам Ювеналий, похоронен в северном приделе Свято-Троицкого собора Ижевска (Удмуртия).
ВЕНЧАЛИСЬ В ТЮРЕМНОЙ ЦЕРКВИ
У будущего фильма есть одна особенность - биографии родственников его авторов оказались довольно тесно переплетены с судьбами известных духовных лиц. Отец Федора тоже был в эмиграции. Тоже из харбинцев. Родственники по линии Ольги также жили в тех местах, где проходил подвижнический путь Руфины и Ювеналия. Здесь отчасти и кроется объяснение того, почему гости из Австралии добивались возможности посетить Скорбященский храм (при СИЗО, бывшем тюремном замке).
Из письма Ольги: "Мы с сестрой 2 дня сидели в архиве на Студенческой и нашли по "Метрической книге из Пермской Духовной Консистории причту градо-Пермской Скорбященской церкви, что при Тюремном замке" запись о венчании наших дедушки и бабушки, от 18 августа (по старому стилю) 1903 года: "Канцелярский служитель Петр Карпов Заякин, православного вероисповедания, первым браком (20 лет), и Мещанская девица города Сарапула Любовь Алексеева Седова, православная, первым браком (20 лет)".
Почему они венчались при Тюремном замке? Они не сидели. Просто Петр жил неподалеку, а храм при Тюремном замке в то время "окормлял" по соседству и обычное население. Работа над фильмом еще не окончена, Ольга и Федор с помощниками продолжат ее в следующий приезд. Авторам предстоят еще новые открытия, их обещают, в частности, линии родства с чердынскими эмигрантами Юх невыми, Алиными...
Перед расставанием я попросил наших гостей-соотечественников передать привет "там, в своей Австралии", Нине Федоровне Авериной, краеведу, автору книг о родной Перми. Спросил, не видятся ли они, ведь живут уже много лет рядом.
- Она живет в Аделаиде? Что вы, какое рядышком! - улыбнулась Ольга. - Этот город от нашего городка, где мы с Федором живем, так же далеко, как примерно для вас, от Перми до Москвы. Нет, не общаемся, к сожалению.
Это отсюда, с Уральских гор, Австралия кажется небольшим островом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий