пятница, 22 августа 2014 г.

Такое многоликое «Я»


В психике любого человека сосуществуют отдельные грани его личности, которые во многих случаях ассоциируются с теми или иными ролями, позициями или качествами характера. Для обозначения этих граней используется термин «субличность».

  


Употребляя в своей речи слово «я», человек обычно не задумывается о том, в каком значении он его использует — вроде бы это очевидно: «Я — это я. Вот, прямо перед вами и стою — чего же тут непонятного?» А непонятного немало, и не только профессиональные психотерапевты, но и обычные люди часто с этим сталкиваются. Вот несколько распространенных реплик, показывающих, что с понятием «я» дело обстоит не так просто, как это кажется на первый взгляд.

— Я плохо себя понимаю.

— Я не знаю, почему я так поступил, — наверное, это был не я.

— Я не нахожу себе оправданий.

— Я себе это строго-настрого запрещу.

— Я за собой, увы, не уследил.

— Я вчера взглянул на себя со стороны и многое понял.

Последняя реплика вообще звучит довольно странно: казалось бы, чего там можно не понимать. Однако внутренние драмы, осознанные или нет, — основное содержание не только внутренней, но и внешней жизни человека. Сложность заключается в том, что субъекты этой драмы часто недостаточно точно определены и прячутся в подсознании, причем иногда довольно глубоко.


СПОСОБ ВИДЕНИЯ МИРА

Если личность — это «я» в целом, то субличность — это обособленная грань эго. Субличность отвечает на вопросы человека к самому себе: «Каким я бываю? Какие качества, черты характера, роли, амплуа мне свойственны? На каких позициях я твердо стою? Каким идеалам устойчиво следую?» В каждом человеке может скрываться ножество субличностей, например:

— Я — человек добродушный.

— Я — эффективный менеджер.

— Я — человек осторожный.

— Я — мать.

— Мой жизненный принцип: не причиняй зла ближнему.

— Я католик, поклоняюсь Пресвятой Деве.

Каждая субличность соответствует определенному состоянию сознания человека. У развитой субличности при этом появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики; ей также свойствен определенный способ видения мира и способы и инструменты воздействия на него. Любые периодически повторяющиеся ситуации или положения, вызывающие у человека сходные реакции, ведут к образованию субличности, но у разных людей субличности в разной степени осознаются и сознательно используются. Обилие субличностей и сложности взаимоотношений между ними — явление, причиной которому служит, вероятно, обилие и разнообразие задач, которые стоят перед человеком в его публичной и внутренней жизни. Фактически субличности представляют собой не что иное, как личностно окрашенные инструменты, создаваемые и применяемые человеческой психикой для решения этих задач. Эти инструменты обладают важным, но порой неудобным свойством: они — живые и наделены собственной волей, нередко входящей в противоречие с волей самого человека. Как и любой инструментарий, они требуют определенных затрат для своего создания и навыков для успешного управления ими. Важная функция субличности — организация поведения человека, находящегося в стереотипной ситуации. Что такое неорганизованное поведение и зачем человека надо организовывать, хорошо знает любой воспитатель детского сада, а также любой человек, сталкивавшийся в своей жизни с проблемами недостатка времени и других ресурсов. Сложность проблемы заключается в том, что эта организация тем более уникальна, чем более развит человек и чем более сложные и творческие задачи он перед собой ставит. Другая, не менее ответственная функция субличности — поддержка самореализации человека, помощь в проявлении определенных аспектов его скрытого потенциала. Невозможно сделать что-либо серьезное, не относясь к этому лично, то есть не ощущая соответствующий проект как свой, являющийся реализацией личной цели. А реализация такой значительной цели всегда сопровождается созданием соответствующей субличности.


НИСХОДЯЩИЙ ШКОЛЬНИК И ВОСХОДЯЩИЙ НЕДОТЕПА

Субличности имеют свою судьбу: они рождаются, эволюционируют и в какой-то момент покидают психику, оставляя в ней лишь незначительные следы своего пребывания. Есть два в некотором отношении противоположных пути образования субличности: нисходящий и восходящий. Субличность, образующаяся по нисходящему пути, рождается из того или иного устремления, качества или роли, которые возникают у человека вначале чисто символически и лишь потом постепенно обрастают атрибутами и конкретными проявлениями. Так, например, возникает у обычного ребенка субличность Школьника: первого сентября он идет в первый класс, уже зная, что он — школьник, но не представляя себе, что конкретно это означает, и все его школьные переживания накапливаются, организуясь в соответствующую субличность вокруг этой априорно заданной внешней жизнью ситуации школьного обучения. Однако бывает и наоборот, когда материал впечатлений, событий и поступков, из которых впоследствии формируется субличность, вначале никак не организован и представляет собой отдельные хаотические вкрапления в общем жизненном потоке, которые постепенно складываются психикой в особую программу, впоследствии персонализируемую, то есть осознаваемую человеком как субличность. Так бывает, когда ребенок терпит в жизни ряд неудач, которые поначалу воспринимаются им как случайные, но в некоторый момент собираются психикой воедино и оформляются в субличность Недотепы, Неудачника или даже Жертвы. Многие субличности получаются обобщением регулярно возникающих у человека в чем-то похожих друг на друга психических состояний или жизненных проявлений, соответствующих тем или иным качествам натуры человека — например, Добряк, Весельчак, Сладкоежка, Недовольный, Творец, Выдумщик и так далее. Моменту образования субличности часто соответствует выражение человеком соответствующего качества как черты своего характера или ритма жизни:

— Ну, я как человек добрый на первый раз тебе прощаю.

— Что-то не повезло мне сегодня — как это нередко со мной случается.

Образовавшаяся в психике субличность — устойчивая программа подсознания, и расстаться с ней нелегко. Гораздо легче как-то преобразовать субличность, ограничить сферу ее активности, чем окончательно удалить ее из психики.


ЖИЗНЬ КАК ИГРА СУБЛИЧНОСТЕЙ

Любая сколько-нибудь серьезная проблема человека обязательно связана с конфликтом его субличностей или с неправильным распределением их функций. Обида, вина, агрессия, «беспричинные» тревога и неудовлетворенность, чувство собственной неполноценности, неудачи всех видов и форм всегда скрывают под собой непонимание человеком своих разнообразных и разноликих «я» и неумение наладить между ними корректные отношения. В течение каждого дня своей жизни человек проходит сквозь разные ситуации, и на нашем языке можно сказать, что «главные роли» в различных дневных сюжетах играют различные субличности человека, вступая между собой в сложные отношения и согласовывая (или нет) друг с другом свои проявления. Вот простой пример. Один день женатого мужчины. Проснувшись дома утром, наш герой актуализирует (надевает на себя) субличность Отца Семейства, к которому присоединяется, например, Любитель Кофе. Выпив кофе, человек встает из-за стола, в этот момент деактуализируя Любителя Кофе, затем прощается с семьей, снимая шкуру Отца Семейства, и выходит на улицу, направляясь на работу. В этот момент у него актуализируются две субличности: Деловитого Прохожего и Ценителя Женской Красоты. При этом Деловитый Прохожий должен быть важнее Ценителя Красоты, ибо человек идет на службу (читатель может себе представить, что произойдет, если Ценитель Женской Красоты вдруг оттеснит Деловитого Прохожего и сочтет ситуацию своей). Если указанный в скобках сюжет не реализуется и человек благополучно приходит к месту своей работы, то на проходной у него деактуализируется субличность Деловитого Прохожего, ее место занимает субличность Компьютерного Специалиста, а субличность Ценителя Женской Красоты сохраняется, но опять же не на главных ролях. Закончив рабочий день, человек вновь выходит на улицу, и Компьютерный Специалист уступает место Деловитому Прохожему, который направляется к питейному заведению, где человек встречается с друзьями. При входе в бар субличность Деловитого Прохожего сменяется субличностями Славного Товарища и Любителя Пива (на втором плане, как и раньше, бдительно дежурит Ценитель Женской Красоты). Посидев некоторое время с друзьями, человек выходит из заведения, с сожалением деактуализируя Любителя Пива и Славного Товарища, обращаясь в Деловитого Прохожего, который сменяется Покупателем в ближайшем к дому универсаме. На выходе из магазина Покупатель уступает место Груженому Верблюду, который при входе в квартиру деактуализируется, и наш герой вновь надевает махровый халат Отца Семейства. В этот же момент деактуализируется Ценитель Женской Красоты, а на его место заступает Любитель Домашнего Уюта.


ФОРМУЛА УСПЕХА

Наивные люди полагают, что жизненного успеха добивается любой, кто сильно этого успеха жаждет. Личные наблюдения автора этих строк показывают, что это прямая ложь: существует множество людей, которые долгие годы чего-то очень хотели, но не получили даже намека на желаемое. Еще один не менее ошибочный взгляд на успех заключается в том, что он приходит к людям, не жалеющим времени и усилий на его достижение. Это, увы, тоже ложь, хотя и не такая злостная, как первая. Реализация серьезной программы требует от человека не только целенаправленных, но и правильно структурированных усилий, в том числе выработки субличности, которая способна реализовать поставленную цель, и нейтрализации всех субличностей, которые будут препятствовать достижению этой цели. Следует заметить: второе нисколько не менее важно, чем первое. Если человек не осознает сопротивления некоторых своих субличностей, то он может столкнуться с неожиданными, но очень серьезными проблемами, психологический смысл которых будет заключаться в том, что незаметно для него самого будут проявляться субличности, противостоящие его планам, — и, как назло, в самый неудачный для этого момент. Например, разговаривая с вышестоящим лицом, от которого существенно зависит судьба проекта, человек может вдруг потерять всякую уверенность в себе, сбиться и начать нести какую-то ахинею — при том что его субличность Квалифицированного Менеджера, реализующая проект, компетентна, уверена в себе и хорошо соображает. Что же случилось? Все очень просто: пользуясь острым моментом, в ситуацию вклинилась субличность-антоним, Безответственный Мальчишка. Почему субличность Безответственного Мальчишки враждебно настроена по отношению к Квалифицированному Менеджеру и его планам, совершенно понятно — последний явно притесняет первого и не дает ему проявиться. Но почему и как ей удается незаметно перехватить ситуацию из рук такой солидной, устойчивой и уважаемой субличности? Ответ здесь совершенно неочевиден и во многих случаях кроется в распределении важных для человека качеств характера по его субличностям. Чем отличается человек от животного? В первую очередь, вероятно, способностью говорить «я», то есть самоидентификацией, а также способностью давать имена разным объектам и явлениям. Дав человеку эту способность, Всевышний подразумевал, вероятно, ее разумное, осмысленное и целенаправленное использование человеком, и если не первый, то наверняка очень существенный шаг в этом направлении — это разделение своей личности на отдельные субличности, которые должны быть названы, описаны и осознаны. Лишь после этого можно пытаться налаживать отношения между ними, а также развивать их по отдельности. Субличность подобна домашнему животному или ребенку в большой семье — она должна пользоваться уважением, иметь определенные права, получать свою дозу внимания и любви — но в то же время и знать свое место и свои обязанности перед другими субличностями. Ни одна из субличностей никогда не должна подменять собой человека целиком и презирать другие субличности. Это — фундаментальное правило любого человека, начинающего серьезную структурную работу над собой и своей жизнью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий