К началу XIX века Англию, Шотландию и Уэльс пересекала сеть каналов общей протяженностью около 6 000 километров. Для чего их построили и кто пользуется ими в XXI веке?
В СВЯЗИ с промышленной революцией, начавшейся в XVIII веке, в Великобритании возникла необходимость в дешевом и быстром способе доставки сырья и готовой продукции. До этого для перевозки грузов использовались конные упряжки, однако зимой колеи на дорогах становились такими глубокими и повозки так увязали в грязи, что ездить было невозможно. С другой стороны, одна лошадь легко и быстро могла тянуть по каналу большую лодку грузоподъемностью до 30 тонн.
В 1761 году герцог Бриджуотер построил канал, чтобы доставлять уголь из своих шахт за 16 километров потребителям в Манчестер. Это не только приносило герцогу прибыль, но и вдвое снизило стоимость манчестерского угля. К 1790 году, благодаря еще более грандиозному проекту, система каналов Большой крест связала четыре важных судоходных реки, тем самым соединив центральные промышленные районы Англии с морскими портами. В Великобритании началась эпоха каналов.
Строительство и эксплуатация
Талантливые инженеры, среди которых был и Джеймс Бриндли — самоучка, полностью обходившийся без чертежей и производивший все расчеты исключительно в уме,— разработали оригинальные методы, позволявшие строить многокилометровые каналы в местности с самым разным рельефом. Акведуки, туннели, шлюзы и мосты, построенные рабочими, которых называли навигаторами, до сих пор считаются выдающимися сооружениями.
На открытых деревянных судах — барках примерно 20 метров длиной и 2 метра шириной — перевозили навалочные грузы, например уголь, известь, известняк, каолин, железную руду, а также кирпич и муку. Эти барки тянули лошади, идя по бечевникам — специальным дорогам вдоль каналов. Были и так называемые «летучие лодки», которые обеспечивали срочную доставку скоропортящихся товаров и двигались без остановки. Их команда работала даже ночью.
На некоторых каналах упряжки лошадей, которых меняли через определенные интервалы, тянули за собой лодки с обтекаемым корпусом, перевозившие до 120 пассажиров со средней скоростью 15 километров в час. Как и у «летучих лодок», у них был приоритет перед другими судами. На носу пассажирских лодок, плававших по Бриджуотерскому каналу, имелся большой резец, который перерезал трос любых судов, пересекавших им дорогу! Благодаря каналам у простых людей появилась возможность дешево и удобно путешествовать на большие расстояния.
Жизнь на барке
Жить на воде было нелегко. Лодочники трудились в поте лица и часто подвергались опасности. Поскольку они со своими семьями все время плавали по каналам, у них практически не было возможности получить образование, и они все больше обособлялись от других людей.
У этих тружеников появилось свое самобытное искусство. Они разрисовывали барки яркими пейзажами, цветочными орнаментами или узорами из геометрических фигур, которые начинались на бортах и переходили на стенки кают, расположенных на корме. В этих помещениях размером всего 2 на 3 метра жил лодочник с женой и детьми. Недостаток места они восполняли хитроумными приспособлениями вроде откидных кроватей и встроенных шкафчиков. Полки украшались кружевными салфетками и изящным фарфором, а медные декоративные части печи были начищены до блеска. Все это создавало впечатление тепла и уюта. Хотя у трудолюбивой жены лодочника было много забот, а перевозимый груз часто был грязным, ей удавалось сохранять опрятность своей семьи и поддерживать безукоризненную чистоту на судне. Даже веревка, украшавшая рулевой рычаг, была отчищена до белизны.
Забытые и вновь возрожденные
В 1825 году, когда строительство сети каналов близилось к завершению, Джордж Стефенсон построил железную дорогу Дарлингтон — Стоктон, одну из первых железных дорог общественного пользования, по которой ходили паровозы. За 20 лет железные дороги вытеснили каналы, которые перестали быть востребованными и начали приходить в запустение. Железнодорожные компании даже покупали некоторые каналы, чтобы избавиться от конкурентов. После Первой мировой войны с появлением новых, хороших дорог каналы стали еще больше приходить в негодность. Даже оптимисты считали, что каналы скоро отживут свое.
Однако благодаря стараниям отдельных людей и организаций, прилагаемым в последние 50 лет, этого не произошло. Хотя на некоторых барках до сих пор перевозят грузы, бо́льшая часть из них переоборудована под жилье или под экскурсионные прогулочные лодки. Сегодня можно путешествовать по каналам общей протяженностью более 3 000 километров, наслаждаясь красивейшими видами и природой Великобритании. Кроме того, энтузиасты возродили старые традиции, которые приобретают известность благодаря регулярно проводимым водным праздникам. Эти ярко украшенные прогулочные суда стали настолько популярными, что сегодня на каналах их больше, чем в период расцвета грузовых перевозок. Сейчас каналы восстанавливают с такой же быстротой, с какой их строили 200 лет назад.
Однако из всех, кому сегодня каналы служат местом отдыха, путешествующие на лодках составляют меньшинство. Это объясняется тем, что с восстановлением водных путей на берегах каналов появилась целая сеть небольших парков. Любителям ходьбы, катания на велосипеде и рыбакам, которые пользуются бывшими бечевниками, стали доступны ранее неизведанные места в городской и пригородной зоне. Водоемы, выкопанные для поддержания уровня воды в каналах, да и сами каналы богаты растительностью и служат местом обитания для многих видов птиц и животных.
Строительство британских каналов положило начало эпохе больших перемен. Но вот парадокс: сегодня каналы дают возможность убежать от современной городской суеты, возникновению которой сами же и поспособствовали.
В СВЯЗИ с промышленной революцией, начавшейся в XVIII веке, в Великобритании возникла необходимость в дешевом и быстром способе доставки сырья и готовой продукции. До этого для перевозки грузов использовались конные упряжки, однако зимой колеи на дорогах становились такими глубокими и повозки так увязали в грязи, что ездить было невозможно. С другой стороны, одна лошадь легко и быстро могла тянуть по каналу большую лодку грузоподъемностью до 30 тонн.
В 1761 году герцог Бриджуотер построил канал, чтобы доставлять уголь из своих шахт за 16 километров потребителям в Манчестер. Это не только приносило герцогу прибыль, но и вдвое снизило стоимость манчестерского угля. К 1790 году, благодаря еще более грандиозному проекту, система каналов Большой крест связала четыре важных судоходных реки, тем самым соединив центральные промышленные районы Англии с морскими портами. В Великобритании началась эпоха каналов.
Строительство и эксплуатация
Талантливые инженеры, среди которых был и Джеймс Бриндли — самоучка, полностью обходившийся без чертежей и производивший все расчеты исключительно в уме,— разработали оригинальные методы, позволявшие строить многокилометровые каналы в местности с самым разным рельефом. Акведуки, туннели, шлюзы и мосты, построенные рабочими, которых называли навигаторами, до сих пор считаются выдающимися сооружениями.
На открытых деревянных судах — барках примерно 20 метров длиной и 2 метра шириной — перевозили навалочные грузы, например уголь, известь, известняк, каолин, железную руду, а также кирпич и муку. Эти барки тянули лошади, идя по бечевникам — специальным дорогам вдоль каналов. Были и так называемые «летучие лодки», которые обеспечивали срочную доставку скоропортящихся товаров и двигались без остановки. Их команда работала даже ночью.
На некоторых каналах упряжки лошадей, которых меняли через определенные интервалы, тянули за собой лодки с обтекаемым корпусом, перевозившие до 120 пассажиров со средней скоростью 15 километров в час. Как и у «летучих лодок», у них был приоритет перед другими судами. На носу пассажирских лодок, плававших по Бриджуотерскому каналу, имелся большой резец, который перерезал трос любых судов, пересекавших им дорогу! Благодаря каналам у простых людей появилась возможность дешево и удобно путешествовать на большие расстояния.
Жизнь на барке
Жить на воде было нелегко. Лодочники трудились в поте лица и часто подвергались опасности. Поскольку они со своими семьями все время плавали по каналам, у них практически не было возможности получить образование, и они все больше обособлялись от других людей.
У этих тружеников появилось свое самобытное искусство. Они разрисовывали барки яркими пейзажами, цветочными орнаментами или узорами из геометрических фигур, которые начинались на бортах и переходили на стенки кают, расположенных на корме. В этих помещениях размером всего 2 на 3 метра жил лодочник с женой и детьми. Недостаток места они восполняли хитроумными приспособлениями вроде откидных кроватей и встроенных шкафчиков. Полки украшались кружевными салфетками и изящным фарфором, а медные декоративные части печи были начищены до блеска. Все это создавало впечатление тепла и уюта. Хотя у трудолюбивой жены лодочника было много забот, а перевозимый груз часто был грязным, ей удавалось сохранять опрятность своей семьи и поддерживать безукоризненную чистоту на судне. Даже веревка, украшавшая рулевой рычаг, была отчищена до белизны.
Забытые и вновь возрожденные
В 1825 году, когда строительство сети каналов близилось к завершению, Джордж Стефенсон построил железную дорогу Дарлингтон — Стоктон, одну из первых железных дорог общественного пользования, по которой ходили паровозы. За 20 лет железные дороги вытеснили каналы, которые перестали быть востребованными и начали приходить в запустение. Железнодорожные компании даже покупали некоторые каналы, чтобы избавиться от конкурентов. После Первой мировой войны с появлением новых, хороших дорог каналы стали еще больше приходить в негодность. Даже оптимисты считали, что каналы скоро отживут свое.
Однако благодаря стараниям отдельных людей и организаций, прилагаемым в последние 50 лет, этого не произошло. Хотя на некоторых барках до сих пор перевозят грузы, бо́льшая часть из них переоборудована под жилье или под экскурсионные прогулочные лодки. Сегодня можно путешествовать по каналам общей протяженностью более 3 000 километров, наслаждаясь красивейшими видами и природой Великобритании. Кроме того, энтузиасты возродили старые традиции, которые приобретают известность благодаря регулярно проводимым водным праздникам. Эти ярко украшенные прогулочные суда стали настолько популярными, что сегодня на каналах их больше, чем в период расцвета грузовых перевозок. Сейчас каналы восстанавливают с такой же быстротой, с какой их строили 200 лет назад.
Однако из всех, кому сегодня каналы служат местом отдыха, путешествующие на лодках составляют меньшинство. Это объясняется тем, что с восстановлением водных путей на берегах каналов появилась целая сеть небольших парков. Любителям ходьбы, катания на велосипеде и рыбакам, которые пользуются бывшими бечевниками, стали доступны ранее неизведанные места в городской и пригородной зоне. Водоемы, выкопанные для поддержания уровня воды в каналах, да и сами каналы богаты растительностью и служат местом обитания для многих видов птиц и животных.
Строительство британских каналов положило начало эпохе больших перемен. Но вот парадокс: сегодня каналы дают возможность убежать от современной городской суеты, возникновению которой сами же и поспособствовали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий