ЕСЛИ вы летали самолетом, возникал ли у вас вопрос, как пилот узнаёт, куда лететь? Иногда становится не по себе от мысли, что небесные просторы одновременно бороздят десятки, а то и сотни воздушных судов. Как они не сталкиваются между собой?
Ваши опасения понятны. Однако, согласно статистике, летать самолетами безопасно — даже безопаснее, чем ездить на мотоцикле или машине. И во многом это заслуга авиадиспетчерской службы.
Безопасное управление полетом
Главную ответственность за безопасность полета несет командир экипажа, или первый пилот. Однако, как правило, он не может видеть, что поблизости в воздухе есть другие самолеты. Поэтому в большинстве стран существуют системы управления воздушным движением. Наземные службы отслеживают каждую фазу полета, проводимого по инструкциям из центров управления воздушным движением.
Сэмюэл уже 13 лет работает авиадиспетчером в Калифорнии. Он говорит: «Диспетчеры играют важную роль в обеспечении безопасности воздушного движения. Главное — это сохранить дистанцию между самолетами». Мелба, руководитель полетов, также поясняет: «Первое и важнейшее — безопасность, однако еще одна задача — обеспечить быстрое и согласованное воздушное движение». Таким образом, диспетчеры отвечают не только за предотвращение столкновений, но и за слаженность воздушных перевозок.
Получается, что, пока пилот исполняет свои обязанности в кабине самолета, за полетом следят десятки людей. Пилот периодически переговаривается по радиосвязи не только с диспетчерами аэропортов отправления и назначения, но и с диспетчерами промежуточных пунктов.
Слежение за тем, что происходит вне поля зрения пилота, очень важно в наш век скоростей. Представьте, что два пассажирских авиалайнера летят навстречу друг другу. Когда пилоты заметят это невооруженным глазом, на то, чтобы уйти от столкновения, останутся лишь считаные секунды! Предотвращение таких ситуаций — обязанность диспетчерской службы. Задолго до того как пилоты заметят летящий навстречу самолет, они получат указания, исключающие столкновение.
Слежение за полетом
Наземные радиомаяки посылают сигналы для навигации воздушного судна. Приборы в кабине пилота улавливают эти сигналы и определяют точное местоположение самолета. Цепочки этих маяков расположены вдоль воздушных трасс, и самолеты ориентируются на них вплоть до прилета в аэропорт назначения.
Авиадиспетчеры отслеживают полеты по этим авиатрассам. Еще до вылета у пилота должен быть план полета, в котором отражается весь намеченный маршрут. У диспетчера также имеется план полета. Сальвадор Рафаэль, начальник диспетчерской службы, рассказывает: «На воздушных трассах есть контрольные точки. Достигая их, пилот обязан сообщить об этом в диспетчерскую. И диспетчер отмечает такую оперативную информацию в плане полета. Так диспетчер получает представление о реальном ходе полета.
Получать информацию от пилота диспетчеру помогает еще одно средство — радиосвязь. Зная, где находится самолет, диспетчер может дать пилоту инструкции, помогающие ему держаться на расстоянии от других самолетов. Диспетчеры и пилоты пользуются несколькими выделенными каналами радиосвязи. Если один выйдет из строя, можно воспользоваться запасным.
А если самолет пролетает над несколькими странами и диспетчеры говорят на разных языках? Во избежание проблем, вызываемых языковым барьером, Международная организация гражданской авиации объявила интернациональным языком авиации английский. И поскольку некоторые слова, буквы и числа звучат по радиосвязи очень похоже, диспетчеры осваивают специальную фразеологию радиообмена и стандартное произношение для инструкций, даваемых пилотам. Еще один уровень безопасности обеспечивается тем, что пилоты обязаны повторять определенные команды диспетчеров.
Дополнительное средство, которым пользуется авиадиспетчерская служба — радиолокационные установки. Радиоволны, отраженные от самолетов, улавливаются радиолокационными антеннами, поэтому на экране диспетчера высвечивается объект, обозначающий пролетающее воздушное судно. На многих самолетах установлены ретрансляторы, которые возвращают опознавательные сигналы на радиолокаторы. Компьютер их обрабатывает, благодаря чему на экране диспетчер видит не только метку самолета, но также информацию о типе самолета, номере рейса, скорости и высоте полета.
Если диспетчер видит, что, во избежание столкновения, самолету необходимо совершить маневр, он может выбрать один из следующих вариантов: скомандовать пилоту изменить 1) курс, или направление; 2) скорость (если, например, один самолет догоняет другой); 3) высоту (один из часто используемых приемов).
Безопасности содействует также то, что многие радиолокационные системы в случае опасности могут подавать диспетчеру сигнал тревоги. Например, если система обнаруживает, что два самолета слишком сближаются, срабатывают звуковые или визуальные сигналы тревоги. Также включается тревога, если самолет летит слишком низко.
Главное — ваша безопасность
Сегодня внедряются планы по усовершенствованию системы управления воздушным движением. Наземные системы аэронавигации ограничивают возможности полетов рамками определенных маршрутов и высот. Из-за этого воздушное пространство используется нерационально и маршруты получаются более длинными. В будущем планируется все больше задействовать в авиации спутниковые системы, например глобальную систему местоопределения, которая позволит более гибко планировать маршруты воздушных трасс и облегчит управление трансокеанскими перелетами.
Итак, мы видим, что не только пилот всегда знает, в какой точке пространства находится его самолет. За полетом следят также многие с земли. Описанная система предназначена для того, чтобы уменьшить риск и повысить безопасность. Неудивительно, что уровень аварийности на пассажирских авиалиниях очень низок!
Поэтому, если вы путешествуете самолетом, нет причин для беспокойства. В следующий раз, когда вы отправитесь в дальний полет, знайте, что десятки внимательных глаз в авиадиспетчерских будут следить за тем, чтобы вы были в безопасности. Так что устройтесь поудобнее и наслаждайтесь полетом!
Ваши опасения понятны. Однако, согласно статистике, летать самолетами безопасно — даже безопаснее, чем ездить на мотоцикле или машине. И во многом это заслуга авиадиспетчерской службы.
Безопасное управление полетом
Главную ответственность за безопасность полета несет командир экипажа, или первый пилот. Однако, как правило, он не может видеть, что поблизости в воздухе есть другие самолеты. Поэтому в большинстве стран существуют системы управления воздушным движением. Наземные службы отслеживают каждую фазу полета, проводимого по инструкциям из центров управления воздушным движением.
Сэмюэл уже 13 лет работает авиадиспетчером в Калифорнии. Он говорит: «Диспетчеры играют важную роль в обеспечении безопасности воздушного движения. Главное — это сохранить дистанцию между самолетами». Мелба, руководитель полетов, также поясняет: «Первое и важнейшее — безопасность, однако еще одна задача — обеспечить быстрое и согласованное воздушное движение». Таким образом, диспетчеры отвечают не только за предотвращение столкновений, но и за слаженность воздушных перевозок.
Получается, что, пока пилот исполняет свои обязанности в кабине самолета, за полетом следят десятки людей. Пилот периодически переговаривается по радиосвязи не только с диспетчерами аэропортов отправления и назначения, но и с диспетчерами промежуточных пунктов.
Слежение за тем, что происходит вне поля зрения пилота, очень важно в наш век скоростей. Представьте, что два пассажирских авиалайнера летят навстречу друг другу. Когда пилоты заметят это невооруженным глазом, на то, чтобы уйти от столкновения, останутся лишь считаные секунды! Предотвращение таких ситуаций — обязанность диспетчерской службы. Задолго до того как пилоты заметят летящий навстречу самолет, они получат указания, исключающие столкновение.
Слежение за полетом
Наземные радиомаяки посылают сигналы для навигации воздушного судна. Приборы в кабине пилота улавливают эти сигналы и определяют точное местоположение самолета. Цепочки этих маяков расположены вдоль воздушных трасс, и самолеты ориентируются на них вплоть до прилета в аэропорт назначения.
Авиадиспетчеры отслеживают полеты по этим авиатрассам. Еще до вылета у пилота должен быть план полета, в котором отражается весь намеченный маршрут. У диспетчера также имеется план полета. Сальвадор Рафаэль, начальник диспетчерской службы, рассказывает: «На воздушных трассах есть контрольные точки. Достигая их, пилот обязан сообщить об этом в диспетчерскую. И диспетчер отмечает такую оперативную информацию в плане полета. Так диспетчер получает представление о реальном ходе полета.
Получать информацию от пилота диспетчеру помогает еще одно средство — радиосвязь. Зная, где находится самолет, диспетчер может дать пилоту инструкции, помогающие ему держаться на расстоянии от других самолетов. Диспетчеры и пилоты пользуются несколькими выделенными каналами радиосвязи. Если один выйдет из строя, можно воспользоваться запасным.
А если самолет пролетает над несколькими странами и диспетчеры говорят на разных языках? Во избежание проблем, вызываемых языковым барьером, Международная организация гражданской авиации объявила интернациональным языком авиации английский. И поскольку некоторые слова, буквы и числа звучат по радиосвязи очень похоже, диспетчеры осваивают специальную фразеологию радиообмена и стандартное произношение для инструкций, даваемых пилотам. Еще один уровень безопасности обеспечивается тем, что пилоты обязаны повторять определенные команды диспетчеров.
Дополнительное средство, которым пользуется авиадиспетчерская служба — радиолокационные установки. Радиоволны, отраженные от самолетов, улавливаются радиолокационными антеннами, поэтому на экране диспетчера высвечивается объект, обозначающий пролетающее воздушное судно. На многих самолетах установлены ретрансляторы, которые возвращают опознавательные сигналы на радиолокаторы. Компьютер их обрабатывает, благодаря чему на экране диспетчер видит не только метку самолета, но также информацию о типе самолета, номере рейса, скорости и высоте полета.
Если диспетчер видит, что, во избежание столкновения, самолету необходимо совершить маневр, он может выбрать один из следующих вариантов: скомандовать пилоту изменить 1) курс, или направление; 2) скорость (если, например, один самолет догоняет другой); 3) высоту (один из часто используемых приемов).
Безопасности содействует также то, что многие радиолокационные системы в случае опасности могут подавать диспетчеру сигнал тревоги. Например, если система обнаруживает, что два самолета слишком сближаются, срабатывают звуковые или визуальные сигналы тревоги. Также включается тревога, если самолет летит слишком низко.
Главное — ваша безопасность
Сегодня внедряются планы по усовершенствованию системы управления воздушным движением. Наземные системы аэронавигации ограничивают возможности полетов рамками определенных маршрутов и высот. Из-за этого воздушное пространство используется нерационально и маршруты получаются более длинными. В будущем планируется все больше задействовать в авиации спутниковые системы, например глобальную систему местоопределения, которая позволит более гибко планировать маршруты воздушных трасс и облегчит управление трансокеанскими перелетами.
Итак, мы видим, что не только пилот всегда знает, в какой точке пространства находится его самолет. За полетом следят также многие с земли. Описанная система предназначена для того, чтобы уменьшить риск и повысить безопасность. Неудивительно, что уровень аварийности на пассажирских авиалиниях очень низок!
Поэтому, если вы путешествуете самолетом, нет причин для беспокойства. В следующий раз, когда вы отправитесь в дальний полет, знайте, что десятки внимательных глаз в авиадиспетчерских будут следить за тем, чтобы вы были в безопасности. Так что устройтесь поудобнее и наслаждайтесь полетом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий