МИМО стен, впитавших вековую сырость, мимо окон, украшенных причудливыми арабесками, мимо цветущих балконов, под арками каменных мостов... Изящно и тихо скользят они по водной глади каналов. Издали они похожи на черных лебедей. Хотя их тело сделано из дерева, а шея, отнюдь не гибкая, а скорее прочная,— из железа, они, подобно этим благородным птицам, грациозно плывут по каналам Венеции. Это гондолы — вероятно, самые известные лодки в мире. Как они появились и почему так знамениты? В чем их особенность?
Как они появились?
Никто не знает, когда была построена первая гондола. Правда, некоторые утверждают, что это было в XI веке н. э. По крайней мере, впервые гондолы стали появляться в произведениях живописцев только в конце XV века. Однако свою неповторимую, всемирно известную форму гондолы обрели лишь в XVII—XVIII веках. Это были уже не просто плоскодонные лодки. Именно тогда они стали приобретать своеобразную вытянутую форму, а их носовую часть стали делать из железа.
Как возникло название «гондола», тоже сказать трудно. Некоторые считают, что оно произошло от латинского слова, означающего «лодочка, челнок» (cymbula), или от уменьшительной формы слова, означающего «раковина» (concha).
Краса Венеции
В чем нет сомнений, так это в том, что Венеция немыслима без гондол. По сути, это главный символ города. На живописных полотнах, изображающих Венецию, непременно присутствует эта своеобразная лодка.
Есть еще одна причина, почему без гондол невозможно представить Венецию. Роберто — гондольер, проводящий водные экскурсии,— рассказывает: «Город открывается совершенно по-новому. Сидя в гондоле, ты не только видишь достопримечательности, но прикасаешься к самому сердцу Венеции». Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете поделился своими впечатлениями от Венеции: «Я... чувствовал себя властителем Адриатического моря, как любой венецианец, усевшийся в свою гондолу». По словам Роберто, «неторопливо скользя по волнам, ты впитываешь дух, атмосферу Венеции. Когда волны мягко убаюкивают тебя, словно в колыбели, кажется, что время наконец остановило своей бег и перед тобой — вечность».
Непохожая на других
У гондолы только одно весло — с правого борта, но она каким-то чудом движется по прямой линии. Кажется, что лодку должно заносить в сторону и кружить на месте. Однако этого не происходит. Почему? Джильберто Пензо, специалист по истории судостроения, пишет: «Если корпус лодки — это тело, киль — позвоночник, а шпангоуты — ребра, то можно сказать, что гондола страдает тяжелой формой сколиоза». Иными словами, корпус лодки асимметричен: правая сторона у́же левой на 24 сантиметра. Поэтому правый борт гондолы погружен в воду больше, чем левый. Такая «кривобокость» компенсирует отсутствие второго весла и местоположение гондольера, стоящего у левого борта, поэтому лодка может плыть прямо.
Приметное украшение «лебедя» — его шея, или нос лодки. Нос и корма — единственные металлические части гондолы. В своей книге об этих лодках Джанфранко Мунеротто пишет: «Стоит хоть раз увидеть нос гондолы, и его уже не забыть». Изначально железный нос лодки служил противовесом гондольеру, располагавшемуся на корме, однако теперь это всего лишь украшение. Говорят, что элементы носовой части представляют шесть сестьери, или районов Венеции, небольшой выступ с другой стороны — венецианский остров Джудекку, а сам фигурный нос, изогнутый в виде буквы «S», символизирует Большой канал Венеции.
Еще один неизменный атрибут «лебедя» — его черное «оперение». По этому поводу существует множество догадок. Согласно одной легенде, в XVI—XVII веках показная роскошь и броские цвета гондол вызывали возмущение. В борьбе с излишествами и вычурностью, венецианскому сенату пришлось штрафовать владельцев гондол. Однако многие были готовы скорее заплатить штраф, чем отказаться от украшений. В итоге по решению магистрата было приказано просто выкрасить все гондолы в черный цвет. Другая версия гласит, что черный цвет — это символ траура по многотысячным жертвам «Черной смерти», или чумы. Некоторые предлагают и такое объяснение: дескать, черный цвет гондол эффектно оттенял аристократическую бледность знатных венецианок. На самом же деле все гораздо проще — гондолы, по крайней мере первоначально, приобрели черный цвет оттого, что их просмаливали для водостойкости.
Покатавшись на спине «черного лебедя», вы медленно подплываете к пристани, с которой началась прогулка по тихим водам Венеции. Провожая взглядом уплывающую гондолу, присмотритесь внимательнее: а вдруг на какую-то секунду «лебедь» грациозно повернет свою длинную шею, чтобы поправить черные перышки у себя на спине.
Как они появились?
Никто не знает, когда была построена первая гондола. Правда, некоторые утверждают, что это было в XI веке н. э. По крайней мере, впервые гондолы стали появляться в произведениях живописцев только в конце XV века. Однако свою неповторимую, всемирно известную форму гондолы обрели лишь в XVII—XVIII веках. Это были уже не просто плоскодонные лодки. Именно тогда они стали приобретать своеобразную вытянутую форму, а их носовую часть стали делать из железа.
Как возникло название «гондола», тоже сказать трудно. Некоторые считают, что оно произошло от латинского слова, означающего «лодочка, челнок» (cymbula), или от уменьшительной формы слова, означающего «раковина» (concha).
Краса Венеции
В чем нет сомнений, так это в том, что Венеция немыслима без гондол. По сути, это главный символ города. На живописных полотнах, изображающих Венецию, непременно присутствует эта своеобразная лодка.
Есть еще одна причина, почему без гондол невозможно представить Венецию. Роберто — гондольер, проводящий водные экскурсии,— рассказывает: «Город открывается совершенно по-новому. Сидя в гондоле, ты не только видишь достопримечательности, но прикасаешься к самому сердцу Венеции». Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете поделился своими впечатлениями от Венеции: «Я... чувствовал себя властителем Адриатического моря, как любой венецианец, усевшийся в свою гондолу». По словам Роберто, «неторопливо скользя по волнам, ты впитываешь дух, атмосферу Венеции. Когда волны мягко убаюкивают тебя, словно в колыбели, кажется, что время наконец остановило своей бег и перед тобой — вечность».
Непохожая на других
У гондолы только одно весло — с правого борта, но она каким-то чудом движется по прямой линии. Кажется, что лодку должно заносить в сторону и кружить на месте. Однако этого не происходит. Почему? Джильберто Пензо, специалист по истории судостроения, пишет: «Если корпус лодки — это тело, киль — позвоночник, а шпангоуты — ребра, то можно сказать, что гондола страдает тяжелой формой сколиоза». Иными словами, корпус лодки асимметричен: правая сторона у́же левой на 24 сантиметра. Поэтому правый борт гондолы погружен в воду больше, чем левый. Такая «кривобокость» компенсирует отсутствие второго весла и местоположение гондольера, стоящего у левого борта, поэтому лодка может плыть прямо.
Приметное украшение «лебедя» — его шея, или нос лодки. Нос и корма — единственные металлические части гондолы. В своей книге об этих лодках Джанфранко Мунеротто пишет: «Стоит хоть раз увидеть нос гондолы, и его уже не забыть». Изначально железный нос лодки служил противовесом гондольеру, располагавшемуся на корме, однако теперь это всего лишь украшение. Говорят, что элементы носовой части представляют шесть сестьери, или районов Венеции, небольшой выступ с другой стороны — венецианский остров Джудекку, а сам фигурный нос, изогнутый в виде буквы «S», символизирует Большой канал Венеции.
Еще один неизменный атрибут «лебедя» — его черное «оперение». По этому поводу существует множество догадок. Согласно одной легенде, в XVI—XVII веках показная роскошь и броские цвета гондол вызывали возмущение. В борьбе с излишествами и вычурностью, венецианскому сенату пришлось штрафовать владельцев гондол. Однако многие были готовы скорее заплатить штраф, чем отказаться от украшений. В итоге по решению магистрата было приказано просто выкрасить все гондолы в черный цвет. Другая версия гласит, что черный цвет — это символ траура по многотысячным жертвам «Черной смерти», или чумы. Некоторые предлагают и такое объяснение: дескать, черный цвет гондол эффектно оттенял аристократическую бледность знатных венецианок. На самом же деле все гораздо проще — гондолы, по крайней мере первоначально, приобрели черный цвет оттого, что их просмаливали для водостойкости.
Покатавшись на спине «черного лебедя», вы медленно подплываете к пристани, с которой началась прогулка по тихим водам Венеции. Провожая взглядом уплывающую гондолу, присмотритесь внимательнее: а вдруг на какую-то секунду «лебедь» грациозно повернет свою длинную шею, чтобы поправить черные перышки у себя на спине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий