четверг, 28 ноября 2013 г.

«Небеса — свободны»!

«С ТЕХ пор как существуют люди, они мечтают летать»,— заметил историк Бертольд Лауфер в своем труде «Предыстория авиации» («The Prehistory of Aviation»). В анналах греческой, египетской, ассирийской и азиатской мифологии содержатся многочисленные легенды о царях, богах и героях, которые пытались овладеть мастерством полета. Почти во всех этих легендах рассказывается, что люди мастерили крылья и пытались летать, как птицы.
Например, китайцы рассказывают о мудром и смелом императоре Шуне, жившем предположительно более чем за 2 000 лет до рождения Иисуса Христа. Как повествует легенда, Шун оказался в западне — на крыше горящей житницы,— тогда, спасая свою жизнь, он облекся в перья и полетел. В другой легенде говорится, что он спрыгнул с башни и, держа в руках две большие соломенные шляпы, благополучно приземлился, как на парашюте.
3 000 лет назад в Греции возник миф о Дедале, великом художнике и изобретателе, который, находясь с сыном Икаром в плену на острове Крит, изготовил крылья из перьев, веревок и воска для того, чтобы совершить побег. «Небеса — свободны, по ним понесемся!» — объявил Дедал. И они действительно полетели. Но Икар, опьяненный чувством полета, взмывал все выше и выше, пока жар от солнца не растопил воск на крыльях. Юноша упал в море и погиб.
Эти рассказы воспламеняли воображение изобретателей и философов, лелеявших мечту о настоящем полете. Еще в III веке н. э. китайцы делали бумажных змеев и пытались их запускать, показывая знания определенных принципов аэронавтики, еще задолго до того как подобные эксперименты начали проводить в Европе. В XV веке Джованни да Фонтана, венецианский врач, проводил эксперименты, изготавливая простые модели ракет из дерева и бумаги и запуская их с помощью пороха. Примерно в 1420 году Фонтана писал: «У меня нет ни малейших сомнений, что с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, человек сможет подниматься ввысь и перемещаться на значительные расстояния, взбираться на башни и пересекать водное пространство».
В начале XVI века Леонардо да Винчи, художник, архитектор и талантливый инженер-механик, делал наброски вертолетов, парашютов и планеров с подвижными концами крыльев. Судя по этим наброскам он создавал модели по крайней мере некоторых из своих летательных аппаратов. Однако, фактически, ни один из проектов Да Винчи не был осуществим.
До нас дошло множество фактов, что на протяжении последующих двух столетий находились смельчаки,  которые привязывали себе крылья и взмахивали ими, прыгая с башен и холмов и пытаясь лететь. Эти первые «летчики-испытатели» были дерзкое и отважное племя, но все их попытки потерпели крах.
Воздушные шары и «горючий воздух»
В 1783 году Париж и провинции Франции облетела весть о новом достижении аэронавтики. Два брата, Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье, обнаружили, что возможно запускать небольшие бумажные аэростаты, которые взлетают быстро и плавно, если их наполнить горячим воздухом. Свой первый большой аэростат из холста и бумаги, названный воздушным шаром, они наполнили горячим едким дымом от огромного костра. Во время торжественного запуска шар, в то время без пассажиров, взмыл на высоту более 1 800 метров. А 21 ноября 1783 года два человека совершили 25-минутный полет на воздушном шаре над Парижем, тогда и возникло название «аэронавты». В тот же самый год другой изобретатель, Жак Шарль, впервые запустил свой шар, наполненный водородом, или «горючим воздухом», как его тогда называли.
С усовершенствованием воздушных шаров для отважных аэронавтов все шире открывались небеса. В 1784 году воздушные шары запускали уже на высоту более 3 400 метров. Всего лишь через год Жан Пьер Франсуа Бланшар успешно совершил перелет через Ла-Манш на наполненном водородом аэростате, который вез первую в мире «авиапочту». В 1862 году аэронавты уже могли подниматься в небо на высоту более 8 километров и пересекать Европу и путешествовать по всей территории Соединенных Штатов!
Но первые аэронавты все же находились полностью во власти ветра: еще не существовало средств, чтобы регулировать направление и скорость полета шара. Появившиеся во второй половине XIX века дирижабли, работающие на бензине и электричестве, еще больше расширили возможности воздухоплавания, но эти, напоминающие по форме колбасу, аэростаты были легче воздуха и перемещались очень медленно — обычно 10—30 километров в час. Для того чтобы человек мог «подниматься ввысь и перемещаться на значительные расстояния», как предсказывал Фонтана, требовалось нечто новое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий