четверг, 28 ноября 2013 г.

Опасно ли летать самолетом?

ЗА ОДИН год во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около полмиллиона людей. Для сравнения: в авиакатастрофах в 1996 году погибло 1 945 человек. В 1997 году эта цифра снизилась до 1 226. Согласно статистике корпорации «Боинг», «на миллион рейсов пассажирских авиалайнеров приходится менее двух крушений».
И все же каждое крушение самолета широко освещается средствами массовой информации, а многочисленные жертвы автомобильных катастроф рассматриваются как нечто обычное. Считается, что из всех видов транспорта в Соединенных Штатах только автобус лишь немного превосходит по безопасности самолет.
Почему летать самолетом обычно более безопасно, чем ездить на автомобиле? Одна очевидная причина в том, что, в отличие от движущихся потоком машин, самолеты не летают в непосредственной близости друг от друга. Еще одна причина — это то, что большинство экипажей проходят тщательную подготовку и обладают хорошими профессиональными навыками. Командиру экипажа «Боинга-747» обычно за 50 лет и у него приблизительно 30-летний стаж полетов. Главная задача всех членов экипажа — обеспечить безопасность полета. В конце концов от этого зависит и их жизнь.
Как в кабине экипажа обеспечивается безопасность
Если вы заглянете в кабину экипажа пассажирского самолета, вы заметите два комплекта основных приборов и рычагов управления: один — слева — для командира, другой — справа — для его помощника. Таким образом, как указывается в «Справочнике для авиапассажиров», «хотя такая ситуация маловероятна, но, если один из пилотов не сможет вести самолет, то другой возьмет управление в свои руки и предотвратит опасность. В ходе полета каждый пилот может сверять показания своих приборов с показаниями приборов напарника, которые должны быть одинаковыми» («The Air Traveler’s Handbook»).
Другая мера предосторожности состоит в том, что в целях безопасности командир и второй пилот едят разную пищу. Почему? Для того чтобы в случае пищевого отравления, что само по себе маловероятно, не пострадали сразу двое.
Чтобы обеспечить безотказную работу таких подвижных частей и устройств, как закрылки, шасси и тормоза, «авиалайнеры оснащены двумя или несколькими гидравлическими системами на случай отказа одной из них». Двойное или тройное резервирование систем — обычная мера безопасности для современных самолетов.
Что зависит от вас?
Для всех пассажиров существуют следующие простые меры предосторожности: перед началом каждого полета необходимо прослушать объяснение бортпроводников о правилах безопасности и прочитать инструкцию, как вести себя в случае аварийной ситуации. Заняв свое место в салоне самолета, следует обратить внимание, где находится ближайший запасный выход. Если возникнет опасность, необходимо следовать указаниям бортпроводников. Все они прошли хорошую подготовку по оказанию помощи в экстремальных ситуациях. После того как проводники дадут указания, очень важно, чтобы пассажиры не задерживались и не искали свой багаж. Главное — спасти жизнь, а не имущество.
Современные авиалайнеры летают выше уровня облаков или избегают неблагоприятных метеорологических зон, так что длительные перелеты проходят довольно гладко, и редко кто из пассажиров чувствует себя плохо. Если ожидается, что самолет попадет в турбулентные потоки, командир экипажа обычно предупреждает об этом и просит в качестве меры предосторожности пристегнуть ремни.
Можно ли сделать полеты еще более безопасными? Да, можно. Но большинству пассажиров не хочется приспосабливаться к требующимся для этого переменам. Каким? Пассажирам нужно сидеть лицом назад, а не вперед! Но что этим достигается? В случае резкого торможения поддержкой пассажирам послужит спинка кресла, а не застегивающийся на животе ремень безопасности, который по надежности уступает автомобильному ремню безопасности, проходящему еще и поперек груди. Однако люди предпочитают смотреть туда, куда направляются, а не туда, откуда они начали свой путь!
Если вы боитесь летать
По подсчетам, каждый шестой взрослый американец боится летать на самолете. У некоторых это более чем страх — это фобия, чрезмерный страх, способный перерастать в панику. Как тут быть?
Если пассажир достаточно информирован, это помогает ему побороть беспокойство. Каждый год во всем мире около 15 000 самолетов примерно из 10 000 аэропортов перевозят более 1,2 миллиарда пассажиров практически без каких-либо инцидентов или аварий. «По мнению лондонской [страховой компании] „Ллойд“, летать самолетом в 25 раз безопаснее, чем ездить на машине».
Если вы боитесь летать, почитайте книги об авиации, самолетах и подготовке экипажей. Почитайте о том, какие высокие требования предъявляются к пилотам во время их подготовки и какие для них существуют правила относительно количества часов сна, употребления алкоголя перед полетом и выборочных тестов на содержание в организме наркотиков. К тому же каждые полгода проводится переаттестация, во время которой пилоты проходят испытания на тренажере для проверки их реакции в нештатных ситуациях. Имитация полета настолько правдоподобна, что некоторые пилоты выходят из тренажера «взмокшие, дрожа от напряжения». Если пилот не справится с имитируемой ситуацией, он может потерять право управлять пассажирским самолетом.
Требования, предъявляемые к летчикам, несравненно выше требований к водителям автотранспорта. Поэтому, чем больше вы узна́ете о самолетах и работе летчиков, тем больше возрастет к ним ваше доверие.
Полезно также посетить какой-нибудь аэропорт. Обратите внимание, что должны делать пассажиры и как они себя ведут. Вы заметите, что большинство людей, выходящих из самолета, чувствуют себя так, как будто они выходят из автобуса. Перелеты для них — нечто обычное. Понаблюдайте за взлетом и посадкой. Познакомтесь с удивительными принципами аэродинамики, которые позволяют самолетам безопасно летать.
Когда вы все-таки решитесь первый раз путешествовать самолетом, скажите бортпроводнику, что это ваш первый полет и что вы будете немного волноваться. Бортпроводники, имеющие прекрасную профессиональную подготовку, смогут помочь вам не переживать и чувствовать себя на борту самолета уверенно. Постарайтесь успокоиться. Когда командир экипажа объявит, что можно походить по салону, встаньте и немного пройдитесь. Так вы сможете постепенно побороть свой страх перед полетами!
[Сноска]
В большинстве авиакомпаний во время посадки на самолет командир разрешает посмотреть кабину экипажа. Он также готов ответить на ваши вопросы.
[Вставка на странице 11]
«По мнению лондонской [страховой компании] „Ллойд“, летать самолетом в 25 раз безопаснее, чем ездить на машине».

Комментариев нет:

Отправить комментарий