Снимается
документальный фильм о пермяках -
представителях так называемой Харбинской
эмиграции - тех наших земляках, которые
после гражданской братоубийственной
войны сначала оказались в китайском
Харбине, а после рассеялись по всему
миру...
Основу
киногруппы составляют два человека,
наши земляки. Когда-то давно, "еще в
прошлом веке", они жили и работали в
Перми. С Ольгой Красноперовой, сценаристом,
мы знакомы заочно несколько лет, по
переписке. Ее муж Федор Токмаков -
оператор, опытный телевизионщик. По их
замыслу, главными героями фильма будут
два известных представителя пермского
монашества. Это игуменья Руфина
(Кокорева), до прихода красных служившая
настоятельницей женского монастыря в
Чердыни, и игумен Белогорского подворья
в Перми Ювеналий (Килин), закончивший
свой земной путь епископом Ижевским и
Сарапульским.
Позади
у кинематографистов из Австралии -
множество поездок, встреч в монастырях
и храмах Перми, на Белой Горе, затем в
Ижевске, Сарапуле...
-
Чем наши герои интересны, - делится
своими мыслями Ольга, - так это прежде
всего тем, что оба, и Руфина, и Ювеналий,
- яркие личности, вошедшие в историю
своим духовным подвигом, самоотверженностью
в служении русскому народу и православию.
Кроме
того, у них судьбы сложились вроде бы
похоже, но завершились совсем различно
и типично для нашей эмиграции, для
русского мира. Руфина скончалась за
рубежом, в Шанхае, в 1937 году. А вот Ювеналию
суждено было после Великой Отечественной
войны вернуться на Родину, он умер и
похоронен в Ижевске...
Один
из самых запоминающихся съемочных дней
прошел для Ольги и Федора в Успенском
женском монастыре. Снимали в местах,
где начинался путь известной подвижницы
XX века. Игуменья Руфина (в миру Ольга
Кокорева) родилась в семье промышленника
в 1872 году. Когда ей было всего восемь
лет, она стала послушницей Успенского
монастыря и подвизалась в этой обители,
созданной пароходчиками Каменскими,
до 18 лет.
Затем
были годы служения в обителях Москвы,
Верхотурья. В 1911 году она приняла постриг
с именем Руфина и была направлена в
Чердынь, восстанавливать старинный
Иоанно-Богословский монастырь. Многое
ей удалось сделать в Чердыни, до сих пор
вспоминают здесь матушку добрым словом.
Ее стараниями при монастыре был открыт
приют для детей-сирот под покровительством
великой княгини Татьяны Николаевны.
Летом 1917 года мать Руфина ездила в
Москву, в Марфо-Мариинскую обитель.
Встречалась с великой княгиней Елизаветой
Федоровной, перенимала опыт духовного
сестричества.
Когда
Красная Армия взяла власть и на прикамском
севере, мать Руфина уехала сначала во
Владивосток. А в начале 1920-х, когда была
ликвидирована и буферная Дальневосточная
республика, она эмигрировала в Харбин.
Но и там она не опускала рук, помогала
людям, беженцам, соотечественникам
обрести веру, почву под ногами. И здесь
основала монастырь, служила, но... В 1927
году, в результате кардинальных
внешнеполитических изменений, харбинцы
вынуждены были вновь решать вопрос,
куда направить свои стопы. Вместе с
монастырем мать Руфина перебралась в
Шанхай. Спустя десять лет отошла в мир
иной на чужбине...
...Пройдя
разобранные объекты городка Белых
ночей, еще недавно шумевших на эспланаде,
мы остановились с гостями на перекрестке
улиц Петропавловской и Попова (быв.
Далматовской).
-
Вот где-то здесь до революции и
располагалось Белогорское подворье, -
показываю киношникам. - Очень обширное
было подворье, с храмом, с погостом...
Где-то перед нынешней Горьковской
библиотекой находится и утраченная
могила Стефана Луканина, основателя
Белогорского монастыря, одного из
духовных наставников вашего героя...
Второе
действующее лицо будущего фильма -
игумен Ювеналий (Иван Кельсиевич Килин,
1875-1958). Да, его судьба сложилась очень
необычно. В молодости с ним случилась
беда: катался на лодке с невестой, а
недалеко прошел пароход. От большой
волны лодка перевернулась, и невеста
утонула. После такого потрясения он
долго не находил себе места. После ушел
в монастырь. В Белогорский монастырь
он поступил в 1896 году, а уже с 1904 года
заведовал Белогорским подворьем. В мае
1909 года назначен строителем Фаворской
пустыни.
Именно
Ювеналий принимал в 19(3 году Иоанна
Кронштадтского в храме Стефана
Великопермского. Именно он, иеромонах
Ювеналий, возглавлял в июне 1905 года
крестный ход из Перми на Белую Гору, в
котором приняло участие около 7 тысяч
верующих.
В
сан епископа Ювеналий был возведен в
начале 1920-х годов, когда для церкви в
России был установлен жесткий режим
наибольшего неблагоприятствования. И
не удивительно, что епископ Ювеналий
вскоре оказался в эмиграции. В 1935-1947
годах он служил в православных церквях
китайских городов Синцзян, Харбин,
Шанхай.
А
после победы Советского Союза нщ
фашистской Германией епископ Ювеналий,
как и многие представители русской
эмиграции, ждавшие этой победы всей
душой, добивается права вернуться на
Родину. Он мечтал жить и служить в рсц-
ных местах, на Урале. Однако все произошло
не по его желанию: кафедру он получил в
сибирских епархиях: Иркутск, Омск, затем
переведен в Ижевск. На пермской земле
бывал только наездами. 10 августа 1947 года
прилетал в Пермь (тогда еще Молотов). По
воспоминанием верующих, владыка Ювеналий
служил однажды и во Всехсвятской церкви
на Егошихинском кладбище, случилось
это в мае 1957 года, когда Ювеналий приезжал
проводить в мир иной архиепископа
Пермского Товия. Спустя год скончался
и сам Ювеналий, похоронен в северном
приделе Свято-Троицкого собора Ижевска
(Удмуртия).
У
будущего фильма есть одна особенность
- биографии родственников его авторов
оказались довольно тесно переплетены
с судьбами известных духовных лиц. Отец
Федора тоже был в эмиграции. Тоже из
харбинцев. Родственники по линии Ольги
также жили в тех местах, где проходил
подвижнический путь Руфины и Ювеналия.
Здесь отчасти и кроется объяснение
того, почему гости из Австралии добивались
возможности посетить Скорбященский
храм (при СИЗО, бывшем тюремном замке).
Из
письма Ольги: "Мы с сестрой 2 дня сидели
в архиве на Студенческой и нашли по
"Метрической книге из Пермской
Духовной Консистории причту градо-Пермской
Скорбященской церкви, что при Тюремном
замке" запись о венчании наших дедушки
и бабушки, от 18 августа (по старому стилю)
1903 года: "Канцелярский служитель Петр
Карпов Заякин, православного
вероисповедания, первым браком (20 лет),
и Мещанская девица города Сарапула
Любовь Алексеева Седова, православная,
первым браком (20 лет)".
Почему
они венчались при Тюремном замке? Они
не сидели. Просто Петр жил неподалеку,
а храм при Тюремном замке в то время
"окормлял" по соседству и обычное
население. Работа над фильмом еще не
окончена, Ольга и Федор с помощниками
продолжат ее в следующий приезд. Авторам
предстоят еще новые открытия, их обещают,
в частности, линии родства с чердынскими
эмигрантами Юх невыми, Алиными...
Перед
расставанием я попросил наших
гостей-соотечественников передать
привет "там, в своей Австралии",
Нине Федоровне Авериной, краеведу,
автору книг о родной Перми. Спросил, не
видятся ли они, ведь живут уже много лет
рядом.
-
Она живет в Аделаиде? Что вы, какое
рядышком! - улыбнулась Ольга. - Этот город
от нашего городка, где мы с Федором
живем, так же далеко, как примерно для
вас, от Перми до Москвы. Нет, не общаемся,
к сожалению.
Это
отсюда, с Уральских гор, Австралия
кажется небольшим островом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий