среда, 20 августа 2014 г.

Минэкономразвития намерено привлечь в российские проекты китайские инвестиции общей стоимостью $7,2 млрд. По распоряжению главы министерства Алексея Улюкаева «Деловая Россия» собрала и передала в МЭР соответствующие 57 заявок предпринимателей. Большинство из них относятся к производству, но есть и довольно неожиданные вроде строительства суперкомпьютера или сети домов престарелых.
«По запросу МЭР «Деловая Россия» организовала подготовку предпринимателями предложений по проектам для Российско-китайской платформы инвестиционного сотрудничества. Мы их оформили и отослали в министерство. Оценкой проектов будут заниматься уже там», — рассказал «Газете.Ru» сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Пустые графы

Всего в «Деловую Россию» от компаний было подано 63 заявки (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»). Из-за ускоренной подготовки таблиц обоснований, а также того, что некоторые проекты пока существуют только на уровне идеи, многие графы в части финансовых характеристик остались незаполненными (только в 54 заявках указан хотя бы общий объем необходимых инвестиций — суммарно он составил $7,2 млрд).
Собственных средств у предпринимателей набралось на $980 млн. Более трети бизнесменов не смогли определиться, на каких условиях они готовы принять китайские инвестиции (самым популярным ответом стал кредит и долевое финансирование, хотя некоторые указывали просто «прямой банковский перевод» или «в денежной форме»).
Лидером по незаполненным графам стала Удмуртия, которая только в одной заявке из пяти указала проектную стоимость: строительство завода по переработке твердых бытовых отходов обойдется в $63 млн. «Этот проект наиболее близок к реализации. Заложенные в нем технологии одобрены профильным комитетомГосдумы», — рассказал директор Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики Андрей Граханцев.
Среди прочих заявок от Удмуртии — восстановление мотопроизводства, реконструкция ипподрома, а также строительство технополиса и экспопарка. «Это крупные проекты, под которые мы ищем стратегических инвесторов, чтобы те профинансировали их с нуля. Тот же ипподром сейчас находится в плачевном состоянии, при том что власти готовы отдать инвестору обширные площади, которые сейчас находятся в пользовании конно-спортивного комплекса», — пояснил Граханцев.

Льготы и бюджетные средства

Возрождение конного спорта оказалось актуальным не только в Удмуртии. Липецк также планирует привлечь около $400 тыс. на создание конного клуба. «Этот объект вошел в региональную особую экономическую зону (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Задонщина», на которую планируется выделение средств в рамках ФЦП. Это должно привлечь инвесторов», — сказал исполнительный директор УК «Придорожный сервис» Сергей Пинчук.
Предприниматели Калининграда, на территории которого действует режим ОЭЗ, также планируют привлекать китайских инвесторов за счет льгот (всего от области подано две заявки). «С 2016 года из-за вступления России в ВТО Калининград лишится части льгот. Но ООО «Техносервис», которое планирует построить завод стройматериалов, всего три месяца назад стало резидентом ОЭЗ, — рассказал инициатор одной из заявок, гендиректор компании Владимир Корнев. — Даже если будут изменения, то на местном уровне нам сохранят преимущества резидентов: первые шесть лет нулевые ставки в части налогов на прибыль и на имущество, следующие шесть лет — ставка в 50%».
Примечательно, что только по пяти заявкам предпринимателей предусмотрены бюджетные гарантии. Их общая стоимость составляет $305 млн.

Самые-самые

Самой дорогой заявкой стало строительство горно-обогатительного комбината по добыче меди в Туве — общая стоимость проекта оценивается в $2,4 млрд, при том что собственных и бюджетных средств по нему набирается на $700 млн (реализует проект ООО «Голевская ГРК»). «В сложившейся обстановке приходится искать деньги у китайцев», — сказал гендиректор компании Андрей Листков. Всего было подано три заявки по добыче полезных ископаемых.
Вторым по стоимости проектом (почти $1,8 млрд) стало предложение по строительству 154 биогазовых электростанций в Белгородской области.
«На нашу область приходится порядка 25% производства свинины в России. Соответственно, образуется много отходов, которые могут послужить сырьем для биогазовых станций суммарной мощностью 233 МВт, — пояснил представитель ООО «АльтЭнерго» Константин Присухин. — Мы уже реализовывали пилотный проект — станцию «Лучки». Есть интерес со стороны немецких, голландских партнеров. Но Китай может стать источником дешевых средств».
Самой активной по заявкам — 11 предложений — стала Ивановская область. Большая часть проектов предсказуемо относится к производству различных видов текстиля.
От Москвы было подано пять заявок, включая предложение по строительству автоматизированного паркинга, который оценивается в $56 млн. «Проект перспективный, к тому же по перехватывающим парковкам возможны гарантии от Московского метрополитена», — считает гендиректор ОАО «Автонад» Эдуард Прытков.

Китайский след

Большинство опрошенных «Газетой.Ru» предпринимателей, подавших заявки, признались, что им все равно, какая страна будет инвестировать в их проекты.
Но в условиях, когда Россия оказалась фактически отрезанной от дешевых западных кредитов, привлекательность Китая растет.
По сути, из всех 63 заявок только три проекта ЗАО «Евроцемент груп» могут похвастаться реальными договоренностями с китайскими компаниями. Речь идет о модернизации заводов в Брянской, Рязанской и Ульяновской областях (общая стоимость этих проектов составляет $727 млн). В пресс-службе компании пояснили, что в мае холдинг заключил пакет контрактов с китайскими компаниями SINOMA, CNBM и SINOMACH по строительству и модернизации заводов в шести регионах России (общая сумма двусторонних контрактов по трем указанным в заявках проектам составила $355 млн). На прошедшем в этом году Петербургском международном экономическом форуме «Евроцемент» подписал с МЭР соглашение о взаимодействии, которое предполагает продвижение интересов компании за рубежом.
В заявке по развитию лизинга тюменского ООО «Группа венчурных инвестиций» прописан возможный импорт китайской техники, а в проекте по переработке рапсового масла забайкальского ООО «СоюзПлодИмпорт» — потенциальный экспорт масла в КНР. Еще три «прокитайские» заявки предусматривают строительство китайского культурного центра в Иванове, развитие музейного комплекса «Шелковый путь» в Подмосковье и организацию поездки в Китай детей из екатеринбургской школы.

Суперкомпьютер и дома престарелых

Одной из самых неожиданных заявок стало предложение на $80 млн от екатеринбургского ОАО «Мультиклет» по строительству суперкомпьютера. «Мы хотим на базе нашей архитектуры создать настольный суперкомпьютер (ПК, ноутбук) — быстрый и энергоэффективный. Мы синтезировали кристалл, выйдя на заявленные характеристики. Теперь нам нужны деньги», — рассказал гендиректор компании Борис Зырьянов.
По его словам, этим проектом уже интересовались в Китае.
По подсчетам УК «РВМ Капитал», организация в Московской области сети пансионатов для пожилых людей обойдется в $28,6 млн. «В России эта индустрия плохо развита. Государственных домов престарелых не хватает, в них очереди, при том что количество пенсионеров растет. В среднем строительство объекта на 100 мест обходится минимум в $10 млн», — пояснил Олег Федоров, гендиректор ООО «Благополучие», под управлением которого находится действующий пансионат «Монино».
Согласно заявке, предварительное согласие инвестировать в проект $5,7 млн дал НПФ «Благосостояние», который участвовал в создании «Монино». «Это нормальная мировая практика, что пенсионные фонды инвестируют в недвижимость той же индустрии. В целом это малоприбыльный социальный бизнес — доходность на инвестиции составляет порядка 10–12%. Поэтому сектор лоббирует возможность государственного софинансирования по таким проектам», — сказал Федоров.
Примечательно, что в мае было объявлено, что Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), и китайский девелопер Vcanland создадут совместный фонд для инвестирования в проекты по уходу за пожилыми людьми в Китае и России.

После Белякова

Российско-китайской платформой инвестсотрудничества занимался бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков. Паспорта проектов были отправлены в МЭР 31 июля и 1 августа, то есть до его скандальной отставки 6 августа.
«Не знаю, кто в итоге прошел отбор. От МЭР пока обратной связи не было», — сказал сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
В пресс-службе Минэкономразвития ответили, что «проекты прорабатываются». «В МЭР поступили заявки не только от «Деловой России». Министерство работает с другими деловыми ассоциациями, отдельными компаниями и регионами. В итоге будет сформирован приличный и достоверный список проектов. Его разместят через месяц-два на сайте Российско-китайской платформы инвестсотрудничества (пока она работает в тестовом режиме) или РФПИ», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.
По данным Торгово-промышленной палаты (ТПП), в 2013 году объем китайских прямых инвестиций составил $4,8 млрд. Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг $7,7 млрд. «Самыми интересными сферами для вложения корпораций КНР в Россию остаются энергоснабжение, связь, строительство, разработка полезных ископаемых и сельское хозяйство», — сказал директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП Алексей Вялкин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий