вторник, 1 октября 2013 г.

Цыгане


ЭТО событие похоже на любую традиционную свадьбу. Стол ломится от праздничных угощений и напитков, в доме звучит музыка. Родственники протискиваются вперед, чтобы поздравить смущенного жениха и нарядную невесту, которая вся светится от счастья. Но это не свадьба, а лишь прелюдия к ней. Торжество по случаю помолвки устраивается вечером накануне свадьбы, и на него собирается более 600 гостей. Семья жениха передает родственникам невесты свадебный выкуп. На следующий день жених вместе с родственниками должен привести невесту в свой дом, где пройдет еще одно торжество — на этот раз сама свадьба.
Все родственники молодых говорят по-цыгански — на языке, который считается иностранным везде, где бы они ни жили. Этот язык с множеством его диалектов, а также древние обряды и свадебные традиции — общее наследие народа, который рассеян по всему миру, но у которого нет своей территории и национального правительства. Этот народ — цыгане.
Кто такие цыгане?
Языковые, культурные и генетические корни современных цыган уходят вглубь на 1 000 лет и приводят нас в северную Индию. Цыганский язык относится к индийской группе, хотя за последние несколько веков он впитал в себя слова из языков других народов. До конца не ясно, почему цыгане решили покинуть Индию. Некоторые историки полагают, что их предки были ремесленниками и артистами, сопровождавшими военные отряды, которые покинули родные земли из-за вторжения неприятеля. Как бы то ни было, цыгане пришли в Европу через Персию и Турцию еще до 1300 года н. э.
В Европе о цыганах сложилось два противоречивых мнения. С одной стороны, их идеализировали в романах и фильмах, окутывая романтическим ореолом и представляя как гостеприимный, беззаботный, кочующий народ, который песнями и танцами выражал свою радость и горе. С другой стороны, на них часто наговаривали и считали их ненадежными, странными и нелюдимыми — извечными отшельниками, чуждающимися общества. Чтобы понять, почему сложились такие стереотипы, давайте обратимся к истории.
Предвзятое мнение
В Средние века большинство европейцев никогда не бывали за пределами своего города или деревни. Только представьте, что они, должно быть, подумали, когда впервые увидели кочующих цыган. Все в них казалось диковинным и странным. Эти люди были смуглыми, темноглазыми, с черными волосами; их броская одежда, нрав и язык сильно отличались от всего, что когда-либо видели или слышали местные жители. Кроме того, цыгане обычно сторонились тех, кто не принадлежал к их кругу. Это, вероятно, объяснялось их индийским происхождением и кастовой системой, существовавшей в Индии. Со временем интерес и любопытство европейцев сменились недоверием и неприязнью.
Цыгане стали настоящими изгоями: они могли селиться только на окраинах, и им запрещалось входить в селения даже для того, чтобы купить продуктов или набрать воды. Стали поговаривать, что они воруют детей и едят их. Иногда закон даже обязывал цыган готовить на открытых местах, чтобы любой мог проверить содержимое их котелков. Такие проверки часто заканчивались тем, что местные жители выливали на землю все их дневное пропитание. Неудивительно, что некоторые цыгане начали воровать, чтобы как-то прокормиться.
Трудности и несправедливое обращение еще больше сплотили цыган. Испокон веков они находили поддержку и радость в семье. Цыгане обычно серьезно относятся к воспитанию детей, а дети всегда поддерживают и опекают своих престарелых родителей. Кроме того, многие цыгане твердо придерживаются издревле принятых норм поведения и правил приличия.
Вся жизнь в дороге
Цыгане редко встречали радушный прием и поэтому постоянно переезжали с места на место. Благодаря кочевому образу жизни они смогли развить многие полезные навыки и стали искусными кузнецами, торговцами и талантливыми артистами. Они всегда были востребованы и по крайней мере могли прокормить свои семьи. Нередко цыганкам приписывали таинственный дар предвидения, и они часто пользовались этим, чтобы заработать денег. Кочевой образ жизни также помог цыганскому народу уберечься от культурного и нравственного загрязнения и не раствориться среди гаджи, как цыгане называют всех «чужаков».
Однако со временем предубеждения вылились в преследования. Цыгане были изгнаны из некоторых стран Европы. В других странах в течение нескольких веков они находились в рабстве. С отменой рабства в 1860-е годы цыганские общины продвинулись еще дальше на запад: многие цыгане устремились в Западную Европу и Америку. Куда бы они ни шли, они несли с собой свой язык, традиции и таланты.
Несмотря на свое униженное положение, цыгане находили радость в музыке и танцах. В Испании вместе с представителями других культур цыгане создали особый стиль исполнения песен и танцев — фламенко, а в Восточной Европе они брали за основу народные песни и исполняли их в своей неповторимой манере. Зажигательные ритмы цыганской музыки вдохновляли даже классических композиторов, таких, как Бетховен, Брамс, Гайдн, Дворжак, Лист, Моцарт, Равель, Рахманинов, Россини, Сарасате и Сен-Санс.
Цыгане в современном мире
Сегодня общая численность цыган составляет от двух до пяти миллионов человек, а по некоторым подсчетам и больше; живут они практически во всех уголках нашей планеты, но в основном в Европе. В большинстве своем они уже не ведут кочевой образ жизни, а некоторые из них стали довольно состоятельными людьми. Однако во многих странах цыган относят к числу бедных и неимущих, и часто они живут в крайней нищете.
Во время коммунистического правления политика государств в Восточной Европе сводилась к тому, что все граждане должны быть равны. С переменным успехом правительство пыталось приобщить цыган к оседлому образу жизни и предоставляло им работу и жилье. Иногда это способствовало улучшению их здоровья и жилищных условий. Но подобные меры не устранили предубеждений и неприязни, которые веками существовали между цыганами и другими народами.
Политические изменения, которые произошли в Восточной Европе в 1990-х годах, сулили немало новых возможностей. Но эти перемены еще и разбередили старые раны, когда в связи с сокращением программ социального обеспечения, а также ослаблением борьбы против дискриминации многие цыгане были поставлены в еще более тяжелые социальные и экономические условия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий