среда, 2 октября 2013 г.

Гренландские тюлени


СЛЕЗЫ радости застилали глаза, когда я смотрел на это пушистое белоснежное создание. Я мечтал об этом двадцать лет, и даже не верилось, что все происходит наяву: я лежал на льду буквально в нескольких сантиметрах от мордочки гренландского тюленя! Когда я в глядывался в его черные, как угольки, глаза, по спине пробежали мурашки — нет, не от холода, а от неописуемого восторга. Я не хотел упустить ни единого взгляда, ни одного вздоха или подергивания усиков этого маленького пушистого комочка.
Наша туристическая группа находилась в 100 километрах от суши, на громадной плавучей льдине в самом центре залива Святого Лаврентия, между Ньюфаундлендом и Канадой. Мы с женой прилетели на острова Мадлен, рядом с которыми находится одно из крупнейших мест, где гренландские тюлени выводят своих детенышей. Экскурсоводы заверили нас, что наши яркие оранжевые куртки не отпугнут малышей.
Гренландские тюлени
Гренландские тюлени, или лысуны, относятся к отряду ластоногих. Взрослых особей легко отличить по темному пятну в виде арфы на спине.
Гренландские тюлени — млекопитающие: они дышат воздухом, являются живородящими и имеют млечные железы для вскармливания детенышей. Бо́льшую часть времени они проводят в ледяных водах Северной Атлантики. Эти сильные животные великолепно приспособлены к жизни во льдах. Тюлени вырастают до полутора метров в длину и весят около 135 килограммов.
Острые когти на передних ластах помогают тюленям передвигаться, а также проделывать во льду отверстия для дыхания и держаться за ледяную кромку. Задние ласты больше передних — ими тюлени в основном отталкиваются при движении. На удивление подвижные в воде, эти обитатели моря за год проплывают до 8 тысяч километров.
Гренландских тюленей называют безухими, но это не значит, что они глухие. Хотя у них нет наружных ушных раковин, на голове имеются небольшие слуховые отверстия, которые смыкаются при погружении в воду. У тюленей прекрасный слух. В отличие от человека, они без труда могут определить источник звука под водой!
Глаза у тюленя большие и выпуклые. Они позволяют ему хорошо ориентироваться в сумрачных глубинах. А при ярком ослепительном свете его зрачок сужается, превращаясь в узенькую щелку, что помогает ему ясно видеть на льду.
Жизнь малышей
Самки, за которыми мы наблюдали, приплыли щениться из Гренландии, проделав путь вдоль Северной части Канады. Их «детский сад» на плавучей льдине служит малышам защитой от хищников. Детеныши появляются на свет очень быстро, буквально за минуту! Только достанешь фотоаппарат, как на тебя уже смотрит пара черных пуговок! Сразу после родов самка разворачивается и ложится нос к носу с малышом. Так она запоминает особый запах и голос новорожденного. Последующие две недели она будет заботиться только об этом малыше и ни о каком другом.
Детеныши тут же начинают искать мамин сосок. Крики голодных тюленят напоминают детский плач: «Ма, ма». Насытившись, малыши укладываются спать в снежные ложбинки. Со временем, от их постоянного лежания на одном и том же месте, в снегу образуются уютные ледяные «колыбельки».
Новорожденные гренландские тюлени обычно весят примерно десять килограммов, а в длину достигают около метра. Поначалу у них совсем нет подкожного жира, чтобы выдержать холод. Но это длится недолго! В течение первых двенадцати дней малыши набирают один-два килограмма за сутки. Такой быстрый рост объясняется необыкновенной питательностью тюленьего молока, которое имеет пятьдесят процентов жирности. Менее двух недель кормления — и тюлененок превращается в пухлого крепыша весом до 35 килограммов!
Смена нарядов
Возраст детеныша можно легко определить по цвету его шубки. К концу первого дня новорожденный обсыхает и его мех становится пушистым. Сначала он бывает желтого цвета. Этот окрас шерстке придают околоплодные воды, но за три-четыре дня она выгорает на ярком солнце. Когда желтый цвет сходит и шубка малыша начинает сверкать белизной, тюлененка называют «бельком». Через две недели мама уплывает и уже никогда больше не возвращается.
Малыши воют, пищат, мяукают, но все тщетно. Нередко в поисках утешения они подползают друг к другу, сбиваясь в небольшие группы. Вскоре сквозь их мягкий белоснежный мех начинает проглядывать серая, более жесткая шерстка. С двенадцатого по двадцать первый день они еще больше линяют, и к концу своего первого месяца их мех напоминает вытертую шубку — в этот период малышей называют «хохлушами». Вскоре младенческий белый пух окончательно сходит, уступая место лоснящейся, непроницаемой для воды серой шкурке.
«Колотушки»
Все это время детеныши гренландских тюленей живут за счет накопленного подкожного жира, пока голод не вынуждает их лезть в воду в поисках пищи. Но не тут-то было! Оказавшись в воде, растолстевшие тюлени плавают, как поплавки, не в силах опуститься под воду! Тогда они начинают колотить ластами по воде, барахтаясь на поверхности. Вот почему на этой стадии тюленей называют «колотушками». Такая «зарядка» укрепляет их ласты для будущего плавания, а также помогает им сжигать жир и избавляться от излишней плавучести. Наконец настает момент, когда они опускаются под воду. Вот где можно дать волю своему ненасытному аппетиту — море просто кишит крилем, мойвой и другой мелкой рыбешкой.
К концу первого года тюлени вновь линяют. С трех до семи лет они достигают половой зрелости — в этот период их легко узнать по рисунку в виде арфы на спине. Продолжительность жизни гренландских тюленей около 35 лет.
Лицом к лицу с мечтой
В нашей группе семнадцать человек. Надев защитные куртки и захватив с собой теплопакеты, мы садимся в вертолеты — нам предстоит преодолеть около 80 километров. Во время полета взору предстают лишь бескрайние искрящиеся льды, уходящие за голубой горизонт. Наконец мы приземляемся на замершее море. Надев на ботинки шипы против скольжения, мы осторожно ступаем по льду, прислушиваясь к хрусту под ногами. Вы только посмотрите! За тюленихой ползет белоснежный малыш! Он напоминает огромную пушистую личинку, которая старается поспеть за своей мамой. Для меня это любовь с первого взгляда!
Я ложусь на лед, чтобы мамаша по ошибке не приняла меня за белого медведя. Тюленихи могут быть довольно агрессивными, поэтому я терпеливо жду, пока одна из них не ляжет в свое ледяное гнездо. Ее маленькая дочка, которую я назвал Сейди, мирно спит в шести метрах от меня. Я подползаю к ней все ближе и ближе. Ее глаза медленно открываются.
Теперь взгляд Сейди устремлен прямо на меня. Я стараюсь не шевелиться. И тут у Сейди просыпается любопытство! Она ползет ко мне, и надо сказать, намного быстрее, чем я ожидал. Она кажется такой большой, хотя по золотистому оттенку ее шубки видно, что ей не больше двух-трех дней. Эта маленькая игрунья останавливается всего лишь в нескольких сантиметрах от моего лица и начинает медленно покачиваться из стороны в сторону, подергивая своим симпатичным носиком. Я слышу, как она сопит. Она вытягивает мордочку и осыпает меня нежными влажными «поцелуями» в лицо и шею!
Невероятно, это прелестное белоснежное дитя прижимается ко мне и засыпает! Сейди даже позволяет положить ей на спину руку. Ее мягкий короткий мех топорщится у меня между пальцев. Какая же она теплая! Я ласкаю и нежно обнимаю Сейди. Но вот приходит время садиться в вертолет и возвращаться домой. Я осторожно приподнимаюсь, Сейди же продолжает безмятежно спать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий