ТОЛЬКО представьте, что вам нужно провести два летних месяца в арктической тундре, где солнце почти не заходит за горизонт, а с приближением зимы отправиться в Южную Америку, Австралию или Южную Африку. Все остальное время вам придется провести в разъездах, прочесывая побережья всех континентов в поисках любимых лакомств. Но именно такой образ жизни ведут многие ржанки — болотные птицы.
Кормятся ржанки на отмелях и мелководьях. В более холодные для Северного полушария месяцы они собираются в заболоченных дельтах рек, зонах приливов, а также на пляжах и каменистых берегах — там, где редко ступает нога человека. В более теплые месяцы, когда туристы устремляются на пляж, большинство болотных птиц отправляется в Арктику и субарктические районы, где короткое лето обещает им уединение и обилие пищи — как раз то, что нужно для выведения птенцов.
Ржанки не отличаются особо ярким оперением, но их захватывающие полеты и характерный пестрый рисунок на крыльях мало кого оставляет равнодушным. «[Ржанки] могут летать настолько низко, что иногда даже слегка касаются воды своими крыльями. В то же время они могут подниматься на высоту шесть и более километров. Это настоящие виртуозы воздушного полета»,— говорится в книге «Ржанки — очаровательные жители побережья» (Shorebirds — Beautiful Beachcombers).
Вместе безопаснее
Ржанки, как правило, собираются в большие стаи в местах кормежки. Очевидно, вместе они чувствуют себя намного безопаснее. Хищные птицы, такие, как соколы, обычно нападают на одиночек — большие стаи их отпугивают. К тому же, когда вокруг тысячи зорких глаз, заметить хищника гораздо легче. Ради такой дополнительной защиты птицы разных видов даже собираются в одну стаю.
Когда смотришь, как такая стая взлетает в воздух, просто дух захватывает. Сотни, даже тысячи птиц кувыркаются и подскакивают в воздухе, кидаются из стороны в сторону зигзагами, словно невидимый кукловод дергает их за ниточки. «То, что такие многотысячные стаи на огромной скорости способны совершать резкие маневры синхронно, словно единый организм,— уже само по себе чудо»,— говорится в справочнике «Птицы всего мира» (Handbook of the Birds of the World). Изучив видеозаписи чернозобиков, выполненные при помощи высокоскоростной киносъемки, орнитологи пришли к выводу, что всего лишь одна птичка может стать инициатором нового маневра, который во мгновение ока подхватывает вся стая.
На крыльях вокруг света
Некоторые ржанки совершают настоящие кругосветные путешествия. Например, исландский песочник и песчанка гнездятся севернее, пожалуй, всех других птиц. Ржанки встречаются практически у всех берегов нашей планеты, и нередко за год покрывают расстояние около 32 000 километров.
Порой маршрут перелета пролегает через океан. Это значит, что ржанки должны лететь безостановочно, поскольку они не умеют плавать и никогда не отдыхают на воде. Для этого им нужно иметь огромный запас «топлива» — в пропорциональном соотношении даже больше, чем у аэробуса, у которого на момент взлета вес топлива составляет около 40 процентов от общего веса. Где же маленькой птичке взять столько «горючего»?
«Они накапливают много жира. Ржанки настолько прожорливы, что всего лишь за несколько дней, пока они копошатся на мелководье, их вес увеличивается практически вдвое,— объясняет Дейвид Аттенборо в книге «Жизнь птиц».— За летнее время эти птицы накапливают больше жировых запасов, чем это обычно указывается в книгах, поскольку многие их органы, включая мозг и внутренности, уменьшаются в размерах, что освобождает место для жира и уменьшает общий вес птиц» (The Life of Birds).
Один из самых неутомимых путешественников — азиатская бурокрылая ржанка, которая совершает перелет из Аляски на Гавайские острова. Мало того что она совершает беспосадочный перелет протяженностью 4 500 километров, ей еще необходимо отыскать в океане Гавайские острова — вот уже поистине чудо из чудес! Одна бурокрылая ржанка, за которой велось наблюдение, совершила перелет менее чем за четыре дня. Другая, уже старая птица, совершила за свою жизнь 20 таких перелетов «туда и обратно»!
Когда эти неутомимые путешественники наконец достигают мест гнездования в Арктике, у них начинается суматошная жизнь. За две недели им нужно найти себе пару, занять территорию и сделать гнездо. У них есть всего лишь три недели, чтобы высидеть яйца, и столько же, чтобы вырастить птенцов. Уже к концу июля они отправляются в обратный путь, на юг.
Опасности перелета
Длительные перелеты, которые совершают ржанки, таят в себе множество опасностей. Одна из них — человек. Натуралист XIX века Джон Джеймс Аудабон отметил, что всего лишь за один день группа охотников подстрелила 48 000 бурокрылых ржанок. Численность этого вида более-менее восстановлена, однако на сегодняшний день этих птиц все еще меньше, чем было убито в тот день.
Еще бо́льшую опасность для ржанок представляет исчезновение болот. Птицам нелегко смириться с такой потерей. «Привычки гнездований, маршруты миграций и места зимовок формировались тысячелетиями, а человек, как это ни печально, одним махом может изменить и даже разрушить все эти древние традиции пернатых»,— говорится в книге «Болотные птицы всего мира» (Shorebirds—An Identification Guide to the Waders of the World). Существование миллионов болотных птиц всецело зависит от сохранения немногочисленных стоянок на пути их перелета.
Одна из главных стоянок — залив Делавэр на юго-западе штата Нью-Джерси (США). Весной там собирается около сотни тысяч исландских песочников, чтобы подкрепить свои силы и полакомиться икрой мечехвостов. На этом этапе пути птицы сильно истощены и голодны, поскольку оканчивают «самый длинный беспосадочный перелет, на который только способны пернатые». Они прилетают с юго-востока Бразилии, преодолевая за две недели 8 тысяч километров. За это время они теряют половину своего веса.
Защитники природы стараются сделать все возможное, чтобы сохранить излюбленные стоянки болотных птиц. Вероятно, такие места находятся недалеко от вашего дома. Если вам когда-нибудь доведется увидеть, как их веселая стая кружит и подпрыгивает, пролетая над волнами, или услышать их разноголосый гомон, поверьте, это оставит в вашем сердце неизгладимое впечатление.
Вот что сказал по этому поводу натуралист Артур Моррис: «Всех, кому нравится наблюдать за ржанками, роднят одни и те же чувства. Сколько раз, стоя на пустынном берегу или рядом с отмелью, я любовался тем, как стайки песочников кружат в синхронном воздушном танце. И каждый раз сердце замирало от восторга и благоговения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий