среда, 2 октября 2013 г.

Дамаскинаж


ВИКТОРУ уже 74 года. Всю жизнь ему приходилось напрягать зрение, чтобы различать мелкие предметы. Теперь он видит не так хорошо, как раньше. Но когда его просят рассказать, чему он посвятил 50 лет своей жизни, в его глазах вспыхивают огоньки. Виктор — искусный мастер по дамаскинажу. С 14 лет он начал учиться искусству украшать сталь насечкой из золота.
«Работа с золотом и сталью для меня не просто ремесло,— объясняет Виктор.— Бывало, я с головой уходил в свое занятие и работал ночи напролет». Он берет инструменты, которые были в его руках тысячи раз. Его лицо озаряется: из под этих резцов и зубил подчас выходили настоящие произведения искусства.
Из Дамаска в Испанию
Что такое дамаскинаж? Это украшение стали изысканной золотой или серебряной инкрустацией. Археологи обнаружили в египетских гробницах украшенные таким образом стальные изделия, которые датируются XVI веком до н. э.
Хотя изначально эту технику освоили в Китае и Египте, само название происходит от древнего города Дамаск. Искусные ремесленники этой сирийской столицы создавали такие шедевры, что прославились на весь мир. Поскольку в Дамаске пересекались пути, соединяющие восточное Средиземноморье, Месопотамию и страны Азии, он стал центром торговли. Экономически выгодное положение привело к тому, что работы местных ремесленников, такие, как изделия из дамасской стали, оказались далеко за пределами Сирии.
Через несколько столетий дамасское искусство попало в Европу, а к XVI веку н. э. центром этого ремесла стал испанский город Толедо. На толедских мечах, доспехах и щитах, а также на вполне мирных вещах видна неповторимость и изысканность дамасских мастеров.
Искусство контраста
На черном фоне толедской стали огнем горят золотые и серебряные узоры. Это типичные для арабского и мудехарского искусства украшения в виде цветов и геометрических фигур в сочетании с причудливым куфическим письмом (древняя арабская вязь). Давайте совершим небольшую экскурсию в Толедо и посмотрим, как местные ремесленники сохранили свое мастерство.
Когда прогуливаешься по узким, извилистым улочкам старого Толедо, возникает такое чувство, что ты в средневековье. И вскоре мы убеждаемся, что дамасское мастерство не утеряно. Во многих здешних магазинах глаза разбегаются: броши, браслеты, запонки, заколки для галстуков, шкатулочки, наперстки, серьги, декоративные тарелки и прочие творения толедских мастеров. Кроме того, в некоторых лавках даже можно понаблюдать за работой местных умельцев. Одной рукой мастер ловко прокладывает золотую проволоку, а другой вбивает ее в бороздки на металлической поверхности. Вот так сталь инкрустируется золотом.
Трудоемкая работа
Присмотревшись, вы замечаете, что у мастера под рукой несколько листов стали разных размеров и форм. Он берет круглую заготовку и принимается за работу. На стальной поверхности он вырезает пересекающиеся тонкие бороздки. Для этого он использует штихель, или резец из прочной закаленной стали. С его помощью ремесленник гравирует рисунок задуманного узора.
Справившись с первым этапом, мастер кладет заготовку на регулируемый деревянный верстачок со смоляной подложкой. На следующем этапе он служит опорой и своего рода амортизатором для заготовки.
Теперь начинается инкрустирование. Держа одной рукой золотую проволоку, мастер аккуратно вбивает ее в стальную заготовку. Постепенно вырисовывается узор: удивительный арабесковый орнамент или узоры из геометрических фигур, птицы и цветы или панорама старого Толедо. Некоторые умельцы сочетают несколько таких элементов в одном большом узоре.
Следующий этап — закрепление, а для этого мастеру понадобится зубило пошире. Легкими ударами он завершает инкрустирование золотой проволоки в бороздки на стали.
Контраст достигается на следующем этапе, называемом воронение. Заготовку погружают в раствор каустической соды и калиевой селитры при 800°C. В результате металлическая основа окисляется и становится иссиня-черной. На таком бархатистом фоне золотые узоры дамасского искусства выделяются особенно четко.
На завершающем этапе мастер на золоте создает рельеф. Теперь узоры оживают. Все мельчайшие детали, например перья птицы или лепестки цветка, обретают форму. Ну а полировка изделия кусочком агата придает золотым нитям сильный блеск, так что они четко выделяются на черном фоне. И перед нами — настоящий шедевр!
Уникальными и изысканными изделиями, украшенными золотыми и серебряными узорами, мы можем любоваться благодаря мастерам, которые донесли дамасское искусство из древности до наших дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий