В САЛВАДОРЕ, главном городе бразильского штата Баия, в начале года устраивают большое празднество. Процессия, во главе которой идут сотни женщин, направляется к католическому собору Бонфина, где женщины омывают ступени церкви душистой водой. Этим ритуалом они почитают Ошала — африканского бога-создателя.
Около миллиона человек наблюдают за этой церемонией. Под ритмичные звуки африканских барабанов они присоединяются к буйному празднеству, которое разворачивается на улицах города.
Этот ритуал, которому 250 лет, ярко свидетельствует о синкретизме (смешении религиозных верований), характерном для католицизма в Бразилии. Говорят, что более 70 миллионов бразильцев прямо или косвенно связаны с кандомбле, умбанду, шанго и другими афро-бразильскими культами. И в то же время большинство бразильцев называют себя католиками.
Как произошло такое смешение? Каков взгляд на него у Католической церкви? И как относиться к такому слиянию религиозных верований — приветствовать или остерегаться?
«Мостик... к истинной вере»
Хотя данные исследователей разнятся, вероятно, более шести миллионов ставших рабами африканцев из йоруба, банту и других африканских племен были привезены в Бразилию с середины XVI до конца XIX века. (В 1888 году рабство в Бразилии было окончательно устранено.) Поэтому смешение традиционных африканских верований с католицизмом в Бразилии — это наследие рабства.
Католическая церковь настаивала на обращении всех рабов в свою веру и одновременно благословляла сочетание католицизма с элементами африканских культов. По словам историка Роже Бастида, иезуитские миссионеры считали, что африканцев нужно привлекать к католической вере, как детей, через музыку и танцы, а также через любовь к титулам и почестям. «Не следует заставлять их полностью порвать со своими традициями,— писал Бастид,— последние нужно пересмотреть и использовать подходящие как мостик, помогающий прийти к истинной вере».
В различных всеафриканских религиозных братствах, например католическом братстве «святого» Бенедикта или Девы Марии Розария, многие африканские традиции обрели «христианский» облик. Один раз в год, в день «святого» Бенедикта, в таких братствах выбирается король и королева. Эта традиция пришла из Африки, где в племенах есть свои короли.
«Святые» или ориша́?
Вера в многочисленных посредников между Богом и человеком распространена как в католицизме, так и в африканских религиях. Например, йоруба верили в ориша — обожествленных воинов и королей прошлого, которые управляют силами природы и служат посредниками между их народом и верховным божеством Олоруном. Католики также верят, что «святые» служат ходатаями за человека перед Богом. И в зависимости от ситуации они взывают о помощи к тому или иному «святому».
Многие рабы не отказались от поклонения ориша, а замаскировали его почитанием похожих на них «святых». Так Огу́н, бог войны в религии йоруба, стал отождествляться с католическими «святыми» — Антонием и Георгием, которые считаются воинами и героями.
Йеманьа — мать всех ориша и богиня моря — была заменена различными «образами» Девы Марии. Ошала — верховный ориша в пантеоне йоруба — был заменен Бонфином, самым популярным «святым» Салвадора. Связь Ошала с Бонфином прослеживается в ежегодном ритуале омывания церковных ступеней.
«Люди здесь с одинаковой убежденностью искренне верят в Иисуса, в католических святых и в ориша»,— говорит один католический священник из Салвадора. «Многие быстро переходят от одной религии к другой,— добавляет один бразильский антрополог.— Они выходят с мессы в католическом соборе и идут прямо в [африканский] центр кандомбле».
Смешение католицизма и африканских верований — щекотливый вопрос. Бывший президент Национальной конференции бразильских епископов Лукас Морейра заявил: «Каждый должен исповедовать свою веру, не смешивая ее с другими». Однако другой католический епископ замечает: «Синкретизм — это реальность, с которой церковь ничего не может поделать».
Налицо два противоположных мнения. Одни, консервативные, представители церкви борются с тем, что считают языческим и демоническим. Другие настаивают на включении африканской символики и танцев в ритуалы католической церкви.
Около миллиона человек наблюдают за этой церемонией. Под ритмичные звуки африканских барабанов они присоединяются к буйному празднеству, которое разворачивается на улицах города.
Этот ритуал, которому 250 лет, ярко свидетельствует о синкретизме (смешении религиозных верований), характерном для католицизма в Бразилии. Говорят, что более 70 миллионов бразильцев прямо или косвенно связаны с кандомбле, умбанду, шанго и другими афро-бразильскими культами. И в то же время большинство бразильцев называют себя католиками.
Как произошло такое смешение? Каков взгляд на него у Католической церкви? И как относиться к такому слиянию религиозных верований — приветствовать или остерегаться?
«Мостик... к истинной вере»
Хотя данные исследователей разнятся, вероятно, более шести миллионов ставших рабами африканцев из йоруба, банту и других африканских племен были привезены в Бразилию с середины XVI до конца XIX века. (В 1888 году рабство в Бразилии было окончательно устранено.) Поэтому смешение традиционных африканских верований с католицизмом в Бразилии — это наследие рабства.
Католическая церковь настаивала на обращении всех рабов в свою веру и одновременно благословляла сочетание католицизма с элементами африканских культов. По словам историка Роже Бастида, иезуитские миссионеры считали, что африканцев нужно привлекать к католической вере, как детей, через музыку и танцы, а также через любовь к титулам и почестям. «Не следует заставлять их полностью порвать со своими традициями,— писал Бастид,— последние нужно пересмотреть и использовать подходящие как мостик, помогающий прийти к истинной вере».
В различных всеафриканских религиозных братствах, например католическом братстве «святого» Бенедикта или Девы Марии Розария, многие африканские традиции обрели «христианский» облик. Один раз в год, в день «святого» Бенедикта, в таких братствах выбирается король и королева. Эта традиция пришла из Африки, где в племенах есть свои короли.
«Святые» или ориша́?
Вера в многочисленных посредников между Богом и человеком распространена как в католицизме, так и в африканских религиях. Например, йоруба верили в ориша — обожествленных воинов и королей прошлого, которые управляют силами природы и служат посредниками между их народом и верховным божеством Олоруном. Католики также верят, что «святые» служат ходатаями за человека перед Богом. И в зависимости от ситуации они взывают о помощи к тому или иному «святому».
Многие рабы не отказались от поклонения ориша, а замаскировали его почитанием похожих на них «святых». Так Огу́н, бог войны в религии йоруба, стал отождествляться с католическими «святыми» — Антонием и Георгием, которые считаются воинами и героями.
Йеманьа — мать всех ориша и богиня моря — была заменена различными «образами» Девы Марии. Ошала — верховный ориша в пантеоне йоруба — был заменен Бонфином, самым популярным «святым» Салвадора. Связь Ошала с Бонфином прослеживается в ежегодном ритуале омывания церковных ступеней.
«Люди здесь с одинаковой убежденностью искренне верят в Иисуса, в католических святых и в ориша»,— говорит один католический священник из Салвадора. «Многие быстро переходят от одной религии к другой,— добавляет один бразильский антрополог.— Они выходят с мессы в католическом соборе и идут прямо в [африканский] центр кандомбле».
Смешение католицизма и африканских верований — щекотливый вопрос. Бывший президент Национальной конференции бразильских епископов Лукас Морейра заявил: «Каждый должен исповедовать свою веру, не смешивая ее с другими». Однако другой католический епископ замечает: «Синкретизм — это реальность, с которой церковь ничего не может поделать».
Налицо два противоположных мнения. Одни, консервативные, представители церкви борются с тем, что считают языческим и демоническим. Другие настаивают на включении африканской символики и танцев в ритуалы католической церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий