КАК конструкторам удалось добиться успеха в создании летательных аппаратов тяжелее воздуха? Они обратили свое внимание на истинных виртуозов полета — птиц. В 1889 году немецкий инженер Отто Лилиенталь, изучив причины парения аистов, издал работу «Полет птиц как основа авиации». Через два года он построил свой первый простой планер. Совершив в общей сложности около 2 000 полетов, Лилиенталь погиб во время испытаний моноплана в 1896 году. Октав Шанют, американский инженер, француз по происхождению, на основе конструкции Лилиенталя разработал аэроплан с двумя поддерживающими плоскостями, что было еще одним большим достижением в разработке летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Следующим шагом стали полеты братьев Райт. Владельцы велосипедного магазина в Дейтоне (США, штат Огайо), Орвилл и Уилбер Райты, изучив ряд работ Лилиенталя и Шанюта, в 1900 году начали проводить испытания аэропланов. В течение последующих трех лет братья Райт работали кропотливо и методично, проведя множество испытаний в Китти-Хок (штат Северная Каролина). Эксперименты с аэродинамической трубой, первый экземпляр которой они построили из ящика для крахмала, позволили им разработать ряд новых конструкций аэропланов. Решив использовать для полета источник энергии, они создали 4-цилиндровый мотор мощностью 12 лошадиных сил и установили его на нижней поддерживающей плоскости своего нового аэроплана. Мотор приводил в движение два деревянных винта, расположенных по обе стороны от руля поворота.
14 декабря 1903 года новый самолет братьев Райт впервые стартовал со своей деревянной тележки для разлета и пробыл в воздухе три с половиной секунды! Через три дня братья вновь совершили полет на этом аэроплане. В конце концов аэроплан смог продержаться в воздухе почти целую минуту, преодолев расстояние в 260 метров. Так полеты аэропланов увенчались успехом.
Как ни странно, но это важнейшее достижение не получило широкого признания со стороны общественности. Когда наконец в январе 1906 года в газете «Нью-Йорк таймс» была опубликована статья о братьях Райт, там говорилось, что их «летательный аппарат» создавался в условиях строгой секретности и что своими полетами в 1903 году они добились «лишь незначительных успехов». На самом деле в тот же день вечером после своего исторического полета Орвилл послал телеграмму отцу, настоятельно прося его сообщить об этом событии в прессу. Однако всего лишь три газеты в Соединенных Штатах соизволили в то время напечатать эту информацию.
Летательные аппараты не будут приносить доход?
В самом начале развития авиации мало кто верил в ее успех. Даже один из известных пионеров авиации, Шанют, в 1910 году предсказал: «Знающие специалисты считают, что летательные аппараты никогда не будут приносить доход. Их грузоподъемность всегда будет ограничена, поэтому они не смогут перевозить пассажиров или грузы».
Тем не менее после первых полетов братьев Райт развитие авиации шло быстрыми темпами. Через пять лет братья построили двухместный биплан, который мог развивать скорость 71 километр в час и подниматься на высоту 43 метра. В 1911 году в США был осуществлен первый трансконтинентальный перелет на аэроплане из Нью-Йорка в Калифорнию за 49 дней! За годы Первой мировой войны скорость самолетов возросла от 100 до 230 километров в час. Был достигнут рекорд высоты — 9 000 метров.
В 1920-е годы заголовки газет продолжали пестреть сообщениями о достижениях авиации. В 1923 году меньше чем за 27 часов два офицера американской армии совершили первый беспосадочный перелет через всю территорию Соединенных Штатов. Четыре года спустя беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж, совершенный Чарлзом Линдбергом за 33 часа 20 минут, принес пилоту неувядающую славу.
Тем временем подобные только что оперившимся птенцам пассажирские авиалинии стали все больше завоевывать популярность. К концу 1939 года развитие авиации достигло больших размахов: ежегодно авиалинии обслуживали уже три миллиона пассажиров. На борту обычного авиалайнера конца 1930-х годов — DC-3 размещался всего лишь 21 пассажир, а его крейсерская скорость составляла 270 километров в час. После Второй мировой войны габариты и мощность пассажирских самолетов увеличились, а их крейсерская скорость достигала уже более 480 километров в час. В 1952 году в Англии были открыты пассажирские рейсы турбореактивных самолетов. А в 1970 году свои первые полеты стали совершать турбореактивные аэробусы, такие, как «Боинг-747», рассчитанный на 400 мест.
Еще одной знаменательной вехой стал 1976 год, когда английские и французские инженеры создали реактивный лайнер с треугольной формой крыла — «Конкорд», вмещающий 100 пассажиров и развивающий скорость более 2 300 километров в час, что в два раза превышает скорость звука. Однако использование сверхзвуковых пассажирских лайнеров ограничено из-за высокой стоимости полетов.
Без них не мыслим нашу жизнь
Даже если мы никогда не летали на самолете, все равно мы не мыслим нашу жизнь без этого достижения научного прогресса. Весь мир окутан сетью авиаперевозок: продукты питания, одежду или оборудование, которым мы пользуемся на работе или дома, часто привозят из других частей страны или из-за океана. Письма и посылки мчатся по авиапочте из страны в страну. Коммерческие предприятия, совершающие деловые операции, всецело зависят от авиационных курьерских служб. Многие товары и услуги доступны нам благодаря авиатранспорту, от которого зависит также их стоимость.
С развитием авиации произошли огромные изменения и в общественной жизни: несомненно, мир стал еще более тесен. За несколько часов вы сможете очутиться почти в любой точке планеты — если у вас для этого достаточно средств. Новости мгновенно облетают мир, так же стремительно преодолевают расстояния и люди.
Цена прогресса
Но за достижения научного прогресса приходится расплачиваться. Объем авиаперевозок возрастает, и некоторые беспокоятся, что летать становится все опаснее. Каждый год аварии частных самолетов и самолетов пассажирских авиалиний уносят много жизней. В журнале «Форчун» отмечается: «Из-за конкуренции многие авиакомпании отказываются от дополнительных мер безопасности, затраты на которые раньше обычно покрывались за счет пассажиров». Федеральное управление авиации США, ответственное за безопасность полетов, «испытывает недостаток бюджета, кадров и хорошего руководства»,— говорится в этом журнале.
В то же время все больше защитников окружающей среды выражают беспокойство по поводу усиливающегося шума и загрязнения воздуха в результате напряженного движения авиатранспорта. В журнале «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» говорится, что существующая во всем мире проблема шума, вызываемого гражданской авиацией, «порождает глубокие разногласия».
Но все эти проблемы усугубляются еще и тем, что самолеты со временем изнашиваются: в 1990 году было установлено, что каждый четвертый пассажирский самолет США находится в эксплуатации уже более 20 лет, а использование одной трети из них выходит за рамки утверждаемых заводом-изготовителем «технических условий, определяющих ресурс самолета».
Таким образом, перед инженерами авиационной промышленности стоит чрезвычайно сложная задача. При общем росте цен им необходимо создать более безопасный, более дешевый и экологически чистый вид авиатранспорта, обслуживающий большее количество людей.
Сегодня уже появились предложения о том, как снизить стоимость авиаперевозок. Джим Эриксон в журнале «Эйшауик» писал о совместной работе фирм «БАК» (Великобритания) и «Аэроспасиаль» (Франция) по созданию самолета, способного размещать на борту до 300 пассажиров и развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука. При этом денежные затраты и расход горючего из расчета на одного пассажира будут снижены. Пытаясь решить проблему загруженности многих аэропортов, некоторые предлагают использовать на внутренних линиях новое поколение вертолетов-гигантов, каждый из которых способен перевозить 100 пассажиров. В будущем, по их мнению, такие вертолеты во многих случаях могли бы прийти на смену традиционным самолетам, выполняющим короткие рейсы.
Решат ли в ближайшие годы вертолеты-гиганты и сверхзвуковые лайнеры насущные проблемы авиатранспорта? Лишь время даст ответ на этот вопрос, а пока человек упорно продолжает стремиться в небеса.
Следующим шагом стали полеты братьев Райт. Владельцы велосипедного магазина в Дейтоне (США, штат Огайо), Орвилл и Уилбер Райты, изучив ряд работ Лилиенталя и Шанюта, в 1900 году начали проводить испытания аэропланов. В течение последующих трех лет братья Райт работали кропотливо и методично, проведя множество испытаний в Китти-Хок (штат Северная Каролина). Эксперименты с аэродинамической трубой, первый экземпляр которой они построили из ящика для крахмала, позволили им разработать ряд новых конструкций аэропланов. Решив использовать для полета источник энергии, они создали 4-цилиндровый мотор мощностью 12 лошадиных сил и установили его на нижней поддерживающей плоскости своего нового аэроплана. Мотор приводил в движение два деревянных винта, расположенных по обе стороны от руля поворота.
14 декабря 1903 года новый самолет братьев Райт впервые стартовал со своей деревянной тележки для разлета и пробыл в воздухе три с половиной секунды! Через три дня братья вновь совершили полет на этом аэроплане. В конце концов аэроплан смог продержаться в воздухе почти целую минуту, преодолев расстояние в 260 метров. Так полеты аэропланов увенчались успехом.
Как ни странно, но это важнейшее достижение не получило широкого признания со стороны общественности. Когда наконец в январе 1906 года в газете «Нью-Йорк таймс» была опубликована статья о братьях Райт, там говорилось, что их «летательный аппарат» создавался в условиях строгой секретности и что своими полетами в 1903 году они добились «лишь незначительных успехов». На самом деле в тот же день вечером после своего исторического полета Орвилл послал телеграмму отцу, настоятельно прося его сообщить об этом событии в прессу. Однако всего лишь три газеты в Соединенных Штатах соизволили в то время напечатать эту информацию.
Летательные аппараты не будут приносить доход?
В самом начале развития авиации мало кто верил в ее успех. Даже один из известных пионеров авиации, Шанют, в 1910 году предсказал: «Знающие специалисты считают, что летательные аппараты никогда не будут приносить доход. Их грузоподъемность всегда будет ограничена, поэтому они не смогут перевозить пассажиров или грузы».
Тем не менее после первых полетов братьев Райт развитие авиации шло быстрыми темпами. Через пять лет братья построили двухместный биплан, который мог развивать скорость 71 километр в час и подниматься на высоту 43 метра. В 1911 году в США был осуществлен первый трансконтинентальный перелет на аэроплане из Нью-Йорка в Калифорнию за 49 дней! За годы Первой мировой войны скорость самолетов возросла от 100 до 230 километров в час. Был достигнут рекорд высоты — 9 000 метров.
В 1920-е годы заголовки газет продолжали пестреть сообщениями о достижениях авиации. В 1923 году меньше чем за 27 часов два офицера американской армии совершили первый беспосадочный перелет через всю территорию Соединенных Штатов. Четыре года спустя беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж, совершенный Чарлзом Линдбергом за 33 часа 20 минут, принес пилоту неувядающую славу.
Тем временем подобные только что оперившимся птенцам пассажирские авиалинии стали все больше завоевывать популярность. К концу 1939 года развитие авиации достигло больших размахов: ежегодно авиалинии обслуживали уже три миллиона пассажиров. На борту обычного авиалайнера конца 1930-х годов — DC-3 размещался всего лишь 21 пассажир, а его крейсерская скорость составляла 270 километров в час. После Второй мировой войны габариты и мощность пассажирских самолетов увеличились, а их крейсерская скорость достигала уже более 480 километров в час. В 1952 году в Англии были открыты пассажирские рейсы турбореактивных самолетов. А в 1970 году свои первые полеты стали совершать турбореактивные аэробусы, такие, как «Боинг-747», рассчитанный на 400 мест.
Еще одной знаменательной вехой стал 1976 год, когда английские и французские инженеры создали реактивный лайнер с треугольной формой крыла — «Конкорд», вмещающий 100 пассажиров и развивающий скорость более 2 300 километров в час, что в два раза превышает скорость звука. Однако использование сверхзвуковых пассажирских лайнеров ограничено из-за высокой стоимости полетов.
Без них не мыслим нашу жизнь
Даже если мы никогда не летали на самолете, все равно мы не мыслим нашу жизнь без этого достижения научного прогресса. Весь мир окутан сетью авиаперевозок: продукты питания, одежду или оборудование, которым мы пользуемся на работе или дома, часто привозят из других частей страны или из-за океана. Письма и посылки мчатся по авиапочте из страны в страну. Коммерческие предприятия, совершающие деловые операции, всецело зависят от авиационных курьерских служб. Многие товары и услуги доступны нам благодаря авиатранспорту, от которого зависит также их стоимость.
С развитием авиации произошли огромные изменения и в общественной жизни: несомненно, мир стал еще более тесен. За несколько часов вы сможете очутиться почти в любой точке планеты — если у вас для этого достаточно средств. Новости мгновенно облетают мир, так же стремительно преодолевают расстояния и люди.
Цена прогресса
Но за достижения научного прогресса приходится расплачиваться. Объем авиаперевозок возрастает, и некоторые беспокоятся, что летать становится все опаснее. Каждый год аварии частных самолетов и самолетов пассажирских авиалиний уносят много жизней. В журнале «Форчун» отмечается: «Из-за конкуренции многие авиакомпании отказываются от дополнительных мер безопасности, затраты на которые раньше обычно покрывались за счет пассажиров». Федеральное управление авиации США, ответственное за безопасность полетов, «испытывает недостаток бюджета, кадров и хорошего руководства»,— говорится в этом журнале.
В то же время все больше защитников окружающей среды выражают беспокойство по поводу усиливающегося шума и загрязнения воздуха в результате напряженного движения авиатранспорта. В журнале «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» говорится, что существующая во всем мире проблема шума, вызываемого гражданской авиацией, «порождает глубокие разногласия».
Но все эти проблемы усугубляются еще и тем, что самолеты со временем изнашиваются: в 1990 году было установлено, что каждый четвертый пассажирский самолет США находится в эксплуатации уже более 20 лет, а использование одной трети из них выходит за рамки утверждаемых заводом-изготовителем «технических условий, определяющих ресурс самолета».
Таким образом, перед инженерами авиационной промышленности стоит чрезвычайно сложная задача. При общем росте цен им необходимо создать более безопасный, более дешевый и экологически чистый вид авиатранспорта, обслуживающий большее количество людей.
Сегодня уже появились предложения о том, как снизить стоимость авиаперевозок. Джим Эриксон в журнале «Эйшауик» писал о совместной работе фирм «БАК» (Великобритания) и «Аэроспасиаль» (Франция) по созданию самолета, способного размещать на борту до 300 пассажиров и развивать скорость, в два раза превышающую скорость звука. При этом денежные затраты и расход горючего из расчета на одного пассажира будут снижены. Пытаясь решить проблему загруженности многих аэропортов, некоторые предлагают использовать на внутренних линиях новое поколение вертолетов-гигантов, каждый из которых способен перевозить 100 пассажиров. В будущем, по их мнению, такие вертолеты во многих случаях могли бы прийти на смену традиционным самолетам, выполняющим короткие рейсы.
Решат ли в ближайшие годы вертолеты-гиганты и сверхзвуковые лайнеры насущные проблемы авиатранспорта? Лишь время даст ответ на этот вопрос, а пока человек упорно продолжает стремиться в небеса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий