В 1325 году один молодой человек отправился из марокканского города Танжер в свое первое путешествие. Впоследствии он много странствовал по всему Арабскому Востоку и даже побывал в таких далеких землях, как Индия, Индонезия, Китай, Мали, Персия, Россия, Танзания и Турция. Этого отважного юношу звали Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед. Всего он преодолел около 120 700 километров — беспримерный подвиг для эпохи, предшествовавшей изобретению парового двигателя.
Ибн Баттуту называют странствующим «мусульманским ученым» и выдающимся путешественником древности. Заметки Ибн Баттуты, продиктованные им по возвращении на родину после 30 лет скитаний, проливают свет на разные стороны жизни и обычаи XIV века, в особенности присущие средневековому исламскому обществу.
Паломничество в Мекку
Из Танжера Ибн Баттута отправляется в хадж, то есть собирается совершить паломничество в Мекку, которое в течение жизни должен сделать каждый правоверный мусульманин, если только ему не препятствует болезнь или бедность. Город Мекка находится в 4 800 километрах к востоку от Танжера. Как и большинство паломников, Ибн Баттута решает путешествовать вместе с караваном — это более безопасно.
Отец молодого пилигрима был кади, или мусульманским судьей. Желая видеть сына своим приемником, он позаботился, чтобы тот получил соответствующее образование — самое лучшее в Танжере. Узнав об этом, спутники Ибн Баттуты избрали его судить и разрешать любые разногласия, возникающие по дороге.
В Александрию, Каир и верховья Нила
Идя вдоль северного побережья Африки, караван в конце концов достиг Египта. Здесь, в Александрии, Ибн Баттута увидел одно из чудес древнего мира — знаменитый маяк, который в то время уже был частично разрушен. Каир же Ибн Баттута назвал городом «великолепия и несравненной красоты, изобилующим бессчетным множеством построек и бурлящим, словно взволнованное море, потоками множества людей всякого рода: местными жителями и пришельцами, благородными и бедняками». В Каире Ибн Баттуту впечатлило буквально всё: лодки, сады, базары, мечети, медресе. Он не переставал восхищаться красотой и обычаями этого огромного города. В Египте Ибн Баттута, как всегда, заручился поддержкой духовных наставников, ученых мужей и других влиятельных лиц.
Из Каира Ибн Баттута отправляется вверх по Нилу, держа путь в Верхний Египет. Он живет гостеприимством верующих, останавливается в дервишских обителях, медресе и благотворительных общежитиях, которые были в большинстве исламских городов. Ибн Баттута намеревался добраться через пустыню до Красного моря, оттуда на лодке в Западную Аравию, там по суше в Медину, к мечети пророка Мухаммеда, и наконец в Мекку. Однако из-за вспыхнувшего на его пути вооруженного конфликта это ему не удается, и пилигрим возвращается обратно в Каир.
Долгий путь
И все же Ибн Баттута полон решимости достичь Медины и Мекки. Его новый маршрут пролегает через города Газа, Хеврон и местность, где, по преданию, захоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков. По пути в знаменитую мечеть Скалы, находящуюся в Иерусалиме, Ибн Баттута на какое-то время останавливается в Вифлееме. Он видит, как сюда стекаются паломники-христиане, чтобы поклониться месту, где родился Христос.
Далее Ибн Баттута идет на север, в Дамаск. Там он обучается у знаменитых мусульманских ученых и получает письменное свидетельство, подтверждающее его звание учителя. Большую Мечеть Дамаска, известную также как Мечеть Омейядов, Ибн Баттута назвал «самой величественной» в мире. Рынки Дамаска в изобилии предлагали всевозможный товар: ювелирные изделия, одежду, письменные принадлежности, предметы из стекла, книги. В общественных нотариальных конторах «лица, уполномоченные кади, в присутствии пяти или шести свидетелей заключали браки». Кстати, во время своего пребывания в Дамаске Ибн Баттута женится. Однако его молодая супруга становится всего лишь одной из его многочисленных жен и наложниц, о которых путешественник в своих рассказах упоминает лишь вскользь.
В Дамаске Ибн Баттута присоединяется к паломникам, идущим в Мекку. На пути их караван останавливается у источника, где в качестве сосудов водоносы используют большие мехи из воловьей кожи. Здесь путники смогли напоить верблюдов и пополнить бурдюки — теперь они готовы пересечь пустыню. В конце концов Ибн Баттута попадает в Мекку. Это его первое паломничество сюда. Всего Ибн Баттута совершил хадж семь раз. Большинство паломников возвращаются домой сразу после участия в предписанных ритуалах. Но только не Ибн Баттута! Теперь он устремляется в Багдад. С какой целью? Как пишет биограф Росс Э. Данн, «просто ради того, чтобы там побывать».
Дорога зовет
В Багдаде, центре исламского мира того времени, Ибн Баттуту особенно впечатлили общественные бани. Согласно его описаниям, «в каждом заведении — несколько отдельных банных комнат. В углу каждой комнаты есть раковина с двумя кранами для горячей и холодной воды». Так случилось, что благодаря доброму отношению и содействию одного эмира молодой путешественник был лично представлен султану Абу Сайду. С этой встречи Ибн Баттута ушел не с пустыми руками: султан пожаловал ему коня и праздничную одежду, а также вручил рекомендательное письмо к правителю Багдада с просьбой предоставить путешественнику верблюдов и провиант.
Затем Ибн Баттута садится на корабль и направляется к берегам Восточной Африки, делая остановку в портовых городах Могадишо и Момбаса, а также на острове Занзибар. Его путь по морю лежит в Аравию и область Персидского залива. Позднее Ибн Баттута подробно описал все увиденное там. Он поведал о гостеприимстве сомалийцев к заезжим купцам, о выращивании кокосовых пальм, о жевании бетеля в Йемене и о ловле жемчуга в Персидском заливе. Далее Ибн Баттута решает идти в Индию и выбирает наиболее окружной маршрут — через Египет, Сирию и турецкий город Анатолию, далее по Черному морю и северному побережью Каспийского моря и наконец через территорию современного Казахстана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана.
Индия и Китай
В Индии Ибн Баттута восемь лет прослужил судьей у делийского султана. Зная о страсти Ибн Баттуты к путешествиям, султан отправляет его в качестве посла к монгольскому хану Тамерлану — правителю Китая. Ибн Баттута должен доставить хану дипломатический подарок, а именно: «сто чистокровных коней, сто белых рабов, сто поющих и танцующих индийских красавиц, тысячу двести кусков самой разной ткани, золотые и серебряные чаши и подсвечники, парчовые халаты, головные уборы, колчаны, мечи, расшитые жемчугом перчатки и пятнадцать евнухов».
В южноиндийском порте Каликут Ибн Баттута увидел большие купеческие суда, или джонки, следовавшие в Китай как раз по нужному маршруту. Каждое судно имело 12 парусов, сделанных из бамбуковой дранки. Команда состояла из 600—1 000 моряков, не считая 400 воинов. Моряки вместе со своими семьями жили на борту; там же, по описанию Ибн Баттуты, «они выращивали в деревянных кадках зелень, овощи и имбирь».
Выполнить порученную дипломатическую миссию Ибн Баттуте помешало кораблекрушение. Не отчаиваясь, он отправляется на Мальдивы и поступает на службу к тамошнему султану. Примечательно, что Ибн Батутта первым поведал миру об обычаях и традициях Мальдивских островов. В итоге Ибн Баттуте все же удалось добраться до Китая. Многое в этой стране ему понравилось, но кое-что глубоко оскорбило его религиозные чувства. Заметки Ибн Батутты о пребывании в Китае весьма скудны и отрывочны, поэтому некоторые сомневаются, что он на самом деле путешествовал вглубь страны. Возможно, Ибн Баттута посетил только портовые города в Южном Китае.
Печальные известия
Вернувшись в Дамаск, Ибн Баттута узнает, что его сына, которого он оставил там более 20 лет назад, уже 12 лет как нет в живых. Отец Ибн Баттуты 15 лет назад скончался в Танжере. Идет 1348 год, и на Ближнем Востоке вовсю свирепствует чума. По словам Ибн Баттуты, в Каире ужасная болезнь ежедневно уносила жизни 21 000 человек.
Через год 45-летний странник наконец возвратился на родину, в Марокко. Но он опоздал: всего за несколько месяцев до этого скончалась от чумы его мать. Когда Ибн Баттута отправился в свое первое путешествие, ему был 21 год. Он бродил по свету целых 24 года! Утолил ли он свою страсть к приключениям? Судя по всему, нет, поскольку уже вскоре он вновь пускается в путь — в Испанию. Спустя три года Ибн Баттута предпринимает свое последнее путешествие, на этот раз к реке Нигер. Здесь он посещает и африканский город Томбукту, расположенный на территории современного Мали.
Повеление записать мемуары
Узнав об удивительных путешествиях Ибн Баттуты, султан марокканского города Фес повелел ему записать их в виде рассказа для прочтения при дворе и выделил для этой цели секретаря по имени Ибн Джузай. Однако в арабских странах этот труд так и не получил широкого распространения, а на западные языки был переведен лишь в XIX веке, когда его заново открыли для себя европейские ученые.
По утверждению Ибн Джузая, он всего лишь изложил в сжатой форме то, что продиктовал ему Ибн Баттута. Но, скорее всего, писец все же допустил в тексте определенные вольности. Тем не менее заметки Ибн Баттуты открывают перед современным читателем редкую возможность соприкоснутся с бытом, обычаями, верованиями, общественными и политическими устоями людей, живших в тех уголках земли, которые он посетил. При этом особую ценность, безусловно, представляет описание исламского мира того времени.
Ибн Баттуту называют странствующим «мусульманским ученым» и выдающимся путешественником древности. Заметки Ибн Баттуты, продиктованные им по возвращении на родину после 30 лет скитаний, проливают свет на разные стороны жизни и обычаи XIV века, в особенности присущие средневековому исламскому обществу.
Паломничество в Мекку
Из Танжера Ибн Баттута отправляется в хадж, то есть собирается совершить паломничество в Мекку, которое в течение жизни должен сделать каждый правоверный мусульманин, если только ему не препятствует болезнь или бедность. Город Мекка находится в 4 800 километрах к востоку от Танжера. Как и большинство паломников, Ибн Баттута решает путешествовать вместе с караваном — это более безопасно.
Отец молодого пилигрима был кади, или мусульманским судьей. Желая видеть сына своим приемником, он позаботился, чтобы тот получил соответствующее образование — самое лучшее в Танжере. Узнав об этом, спутники Ибн Баттуты избрали его судить и разрешать любые разногласия, возникающие по дороге.
В Александрию, Каир и верховья Нила
Идя вдоль северного побережья Африки, караван в конце концов достиг Египта. Здесь, в Александрии, Ибн Баттута увидел одно из чудес древнего мира — знаменитый маяк, который в то время уже был частично разрушен. Каир же Ибн Баттута назвал городом «великолепия и несравненной красоты, изобилующим бессчетным множеством построек и бурлящим, словно взволнованное море, потоками множества людей всякого рода: местными жителями и пришельцами, благородными и бедняками». В Каире Ибн Баттуту впечатлило буквально всё: лодки, сады, базары, мечети, медресе. Он не переставал восхищаться красотой и обычаями этого огромного города. В Египте Ибн Баттута, как всегда, заручился поддержкой духовных наставников, ученых мужей и других влиятельных лиц.
Из Каира Ибн Баттута отправляется вверх по Нилу, держа путь в Верхний Египет. Он живет гостеприимством верующих, останавливается в дервишских обителях, медресе и благотворительных общежитиях, которые были в большинстве исламских городов. Ибн Баттута намеревался добраться через пустыню до Красного моря, оттуда на лодке в Западную Аравию, там по суше в Медину, к мечети пророка Мухаммеда, и наконец в Мекку. Однако из-за вспыхнувшего на его пути вооруженного конфликта это ему не удается, и пилигрим возвращается обратно в Каир.
Долгий путь
И все же Ибн Баттута полон решимости достичь Медины и Мекки. Его новый маршрут пролегает через города Газа, Хеврон и местность, где, по преданию, захоронены патриархи Авраам, Исаак и Иаков. По пути в знаменитую мечеть Скалы, находящуюся в Иерусалиме, Ибн Баттута на какое-то время останавливается в Вифлееме. Он видит, как сюда стекаются паломники-христиане, чтобы поклониться месту, где родился Христос.
Далее Ибн Баттута идет на север, в Дамаск. Там он обучается у знаменитых мусульманских ученых и получает письменное свидетельство, подтверждающее его звание учителя. Большую Мечеть Дамаска, известную также как Мечеть Омейядов, Ибн Баттута назвал «самой величественной» в мире. Рынки Дамаска в изобилии предлагали всевозможный товар: ювелирные изделия, одежду, письменные принадлежности, предметы из стекла, книги. В общественных нотариальных конторах «лица, уполномоченные кади, в присутствии пяти или шести свидетелей заключали браки». Кстати, во время своего пребывания в Дамаске Ибн Баттута женится. Однако его молодая супруга становится всего лишь одной из его многочисленных жен и наложниц, о которых путешественник в своих рассказах упоминает лишь вскользь.
В Дамаске Ибн Баттута присоединяется к паломникам, идущим в Мекку. На пути их караван останавливается у источника, где в качестве сосудов водоносы используют большие мехи из воловьей кожи. Здесь путники смогли напоить верблюдов и пополнить бурдюки — теперь они готовы пересечь пустыню. В конце концов Ибн Баттута попадает в Мекку. Это его первое паломничество сюда. Всего Ибн Баттута совершил хадж семь раз. Большинство паломников возвращаются домой сразу после участия в предписанных ритуалах. Но только не Ибн Баттута! Теперь он устремляется в Багдад. С какой целью? Как пишет биограф Росс Э. Данн, «просто ради того, чтобы там побывать».
Дорога зовет
В Багдаде, центре исламского мира того времени, Ибн Баттуту особенно впечатлили общественные бани. Согласно его описаниям, «в каждом заведении — несколько отдельных банных комнат. В углу каждой комнаты есть раковина с двумя кранами для горячей и холодной воды». Так случилось, что благодаря доброму отношению и содействию одного эмира молодой путешественник был лично представлен султану Абу Сайду. С этой встречи Ибн Баттута ушел не с пустыми руками: султан пожаловал ему коня и праздничную одежду, а также вручил рекомендательное письмо к правителю Багдада с просьбой предоставить путешественнику верблюдов и провиант.
Затем Ибн Баттута садится на корабль и направляется к берегам Восточной Африки, делая остановку в портовых городах Могадишо и Момбаса, а также на острове Занзибар. Его путь по морю лежит в Аравию и область Персидского залива. Позднее Ибн Баттута подробно описал все увиденное там. Он поведал о гостеприимстве сомалийцев к заезжим купцам, о выращивании кокосовых пальм, о жевании бетеля в Йемене и о ловле жемчуга в Персидском заливе. Далее Ибн Баттута решает идти в Индию и выбирает наиболее окружной маршрут — через Египет, Сирию и турецкий город Анатолию, далее по Черному морю и северному побережью Каспийского моря и наконец через территорию современного Казахстана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана.
Индия и Китай
В Индии Ибн Баттута восемь лет прослужил судьей у делийского султана. Зная о страсти Ибн Баттуты к путешествиям, султан отправляет его в качестве посла к монгольскому хану Тамерлану — правителю Китая. Ибн Баттута должен доставить хану дипломатический подарок, а именно: «сто чистокровных коней, сто белых рабов, сто поющих и танцующих индийских красавиц, тысячу двести кусков самой разной ткани, золотые и серебряные чаши и подсвечники, парчовые халаты, головные уборы, колчаны, мечи, расшитые жемчугом перчатки и пятнадцать евнухов».
В южноиндийском порте Каликут Ибн Баттута увидел большие купеческие суда, или джонки, следовавшие в Китай как раз по нужному маршруту. Каждое судно имело 12 парусов, сделанных из бамбуковой дранки. Команда состояла из 600—1 000 моряков, не считая 400 воинов. Моряки вместе со своими семьями жили на борту; там же, по описанию Ибн Баттуты, «они выращивали в деревянных кадках зелень, овощи и имбирь».
Выполнить порученную дипломатическую миссию Ибн Баттуте помешало кораблекрушение. Не отчаиваясь, он отправляется на Мальдивы и поступает на службу к тамошнему султану. Примечательно, что Ибн Батутта первым поведал миру об обычаях и традициях Мальдивских островов. В итоге Ибн Баттуте все же удалось добраться до Китая. Многое в этой стране ему понравилось, но кое-что глубоко оскорбило его религиозные чувства. Заметки Ибн Батутты о пребывании в Китае весьма скудны и отрывочны, поэтому некоторые сомневаются, что он на самом деле путешествовал вглубь страны. Возможно, Ибн Баттута посетил только портовые города в Южном Китае.
Печальные известия
Вернувшись в Дамаск, Ибн Баттута узнает, что его сына, которого он оставил там более 20 лет назад, уже 12 лет как нет в живых. Отец Ибн Баттуты 15 лет назад скончался в Танжере. Идет 1348 год, и на Ближнем Востоке вовсю свирепствует чума. По словам Ибн Баттуты, в Каире ужасная болезнь ежедневно уносила жизни 21 000 человек.
Через год 45-летний странник наконец возвратился на родину, в Марокко. Но он опоздал: всего за несколько месяцев до этого скончалась от чумы его мать. Когда Ибн Баттута отправился в свое первое путешествие, ему был 21 год. Он бродил по свету целых 24 года! Утолил ли он свою страсть к приключениям? Судя по всему, нет, поскольку уже вскоре он вновь пускается в путь — в Испанию. Спустя три года Ибн Баттута предпринимает свое последнее путешествие, на этот раз к реке Нигер. Здесь он посещает и африканский город Томбукту, расположенный на территории современного Мали.
Повеление записать мемуары
Узнав об удивительных путешествиях Ибн Баттуты, султан марокканского города Фес повелел ему записать их в виде рассказа для прочтения при дворе и выделил для этой цели секретаря по имени Ибн Джузай. Однако в арабских странах этот труд так и не получил широкого распространения, а на западные языки был переведен лишь в XIX веке, когда его заново открыли для себя европейские ученые.
По утверждению Ибн Джузая, он всего лишь изложил в сжатой форме то, что продиктовал ему Ибн Баттута. Но, скорее всего, писец все же допустил в тексте определенные вольности. Тем не менее заметки Ибн Баттуты открывают перед современным читателем редкую возможность соприкоснутся с бытом, обычаями, верованиями, общественными и политическими устоями людей, живших в тех уголках земли, которые он посетил. При этом особую ценность, безусловно, представляет описание исламского мира того времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий