С XVII по XIX век город Вида был главным центром работорговли в Западной Африке. Из этого города, расположенного на территории современной Республики Бенин, было вывезено более миллиона рабов. Часто африканцы обменивали своих же собратьев на алкоголь, одежду, браслеты, ножи, мечи. Особенным спросом из-за межплеменных конфликтов пользовалось оружие.
В XVI—XIX веках примерно 12 миллионов африканцев были перевезены через Атлантику, чтобы стать рабами на плантациях и шахтах Нового Света. Как отмечается в книге «Рабство в Америке, 1619—1877 годы», 85 процентов рабов «переправляли в Бразилию, а также в английские, французские, испанские и голландские колонии на островах Карибского моря» (American Slavery—1619-1877). Приблизительно шесть процентов попали в колонии, которые позже стали частью Соединенных Штатов Америки.
Сначала многие рабы — с клеймами, в цепях, под ударами конвоиров — должны были преодолеть четырехкилометровый путь от форта, где ныне находится Исторический музей, до расположенных на берегу «Ворот невозвращения». Эти ворота — конечный пункт маршрута — имеют скорее символическое значение, поскольку не всех рабов отправляли именно отсюда. Почему рабство так широко распространилось?
Страшная история рабства
Сначала африканские правители продавали захваченных в ходе войн пленников арабским торговцам. Впоследствии в этой торговле стали участвовать и европейские державы, особенно после образования колоний в Южной и Северной Америке. В то время множество пленников по-прежнему становились рабами, принося баснословные барыши как победителям, так и алчным работорговцам. Невольниками делали и тех, кто был похищен или привезен африканскими торговцами из глубины континента. Продан в рабство мог быть практически любой человек, даже представители местной аристократии, если те впадали в немилость короля.
Известным дельцом в то время был бразилец Франсишку Фелиш ди Соза. В 1788 году Ди Соза принял в Виде командование крепостью, которая стала центром работорговли на побережье Гвинейского залива. В то время Вида входила в королевство Дагомея. Однажды у Ди Созы возникли разногласия с королем Дагомеи, Адандозаном. Ди Соза, вероятно находясь в тюрьме, составил заговор вместе с братом короля, и в 1818 году они устроили государственный переворот. Так между новым королем Гезо и Ди Созой, который руководил торговлей рабами, установились прочные отношения, приносившие обоим немалую прибыль.
Гезо стремился расширить свое царство, поэтому нуждался в оружии из Европы. Он назначил Ди Созу наместником Виды, чтобы тот вел торговлю с европейцами. Владея исключительным правом на продажу рабов в этой части Африки, Ди Соза вскоре накопил большое состояние, и невольничий рынок, располагавшийся возле его дома, стал центром местной и заморской работорговли.
Путь, омытый слезами
Для нынешних путешественников экскурсия по «Пути рабов» начинается с восстановленного португальского форта, построенного в 1721 году. Сегодня, как уже было упомянуто, там размещается музей. Пленников, которым предстояло стать рабами, держали во дворе, в центре форта. До этого большинство из них, скованные одной цепью, провели в пути много ночей. Почему ночей? Потому что в темноте им было бы трудно сориентироваться и найти дорогу домой.
Когда рабов привозили на место, начинался аукцион, после которого торговцы ставили на свое приобретение клеймо. Рабов, предназначенных на экспорт, гнали на побережье, а оттуда в каноэ или на лодках доставляли к кораблям.
Один из пунктов на историческом «Пути рабов» — памятник на месте «Дерева забвения», вокруг которого заставляли пройти рабов — мужчин 9 раз, женщин 7 раз. Им говорили, что так они забудут свою родину и не станут бунтовать.
Еще один памятник на «Пути рабов» напоминает о существовавших в то время хижинах зомаи. Это слово описывает беспросветную тьму в тесных хижинах, куда невольников сгоняли толпами. Перед погрузкой на корабль их держали там месяцами, приучая к тяжким условиям корабельных трюмов. Те, кто не выдерживал этого испытания, умирали, и их бросали в общие могилы.
Памятник, называемый Зомачи,— еще один укор рабскому прошлому. Он служит символом раскаяния и примирения. Каждый год в январе там собираются потомки как рабов, так и работорговцев, чтобы просить прощения за тех, кто совершал зло.
«Путь рабов» заканчивается «Воротами невозвращения». Этот памятник символизирует последние мгновения, проведенные рабами на африканской земле. На барельефе в верхней части ворот изображены две колонны рабов, сходящиеся в одной точке и словно теряющиеся в безграничном океане. Известно, что в момент прощания с Африкой многие пленники ели песок, чтобы запомнить вкус родины. Другие избирали смерть и душили себя собственными цепями.
Наконец свобода!
В начале 1800-х годов все больше людей стали ратовать за отмену рабства. Последний корабль с невольниками из Виды прибыл в город Мобил (штат Алабама, США) в июле 1860 года. Но их рабство длилось недолго, в 1863 году американское правительство издало Прокламацию об освобождении. В 1888 году, когда рабство было отменено и в Бразилии, невольничеству в Западном полушарии был положен конец.
Сегодня видимым наследием работорговли является обширная африканская диаспора, в немалой степени повлиявшая на демографию и культуру многих стран Северной и Южной Америки. Другое наследие — вуду, распространенная форма религии, включающая в себя магию и заклинания и особенно популярная на Гаити. Согласно энциклопедическому словарю «Религиоведение», название вуду происходит от слов воду, водун — «божество, дух на языке народа фон, дагомейцев».
В XVI—XIX веках примерно 12 миллионов африканцев были перевезены через Атлантику, чтобы стать рабами на плантациях и шахтах Нового Света. Как отмечается в книге «Рабство в Америке, 1619—1877 годы», 85 процентов рабов «переправляли в Бразилию, а также в английские, французские, испанские и голландские колонии на островах Карибского моря» (American Slavery—1619-1877). Приблизительно шесть процентов попали в колонии, которые позже стали частью Соединенных Штатов Америки.
Сначала многие рабы — с клеймами, в цепях, под ударами конвоиров — должны были преодолеть четырехкилометровый путь от форта, где ныне находится Исторический музей, до расположенных на берегу «Ворот невозвращения». Эти ворота — конечный пункт маршрута — имеют скорее символическое значение, поскольку не всех рабов отправляли именно отсюда. Почему рабство так широко распространилось?
Страшная история рабства
Сначала африканские правители продавали захваченных в ходе войн пленников арабским торговцам. Впоследствии в этой торговле стали участвовать и европейские державы, особенно после образования колоний в Южной и Северной Америке. В то время множество пленников по-прежнему становились рабами, принося баснословные барыши как победителям, так и алчным работорговцам. Невольниками делали и тех, кто был похищен или привезен африканскими торговцами из глубины континента. Продан в рабство мог быть практически любой человек, даже представители местной аристократии, если те впадали в немилость короля.
Известным дельцом в то время был бразилец Франсишку Фелиш ди Соза. В 1788 году Ди Соза принял в Виде командование крепостью, которая стала центром работорговли на побережье Гвинейского залива. В то время Вида входила в королевство Дагомея. Однажды у Ди Созы возникли разногласия с королем Дагомеи, Адандозаном. Ди Соза, вероятно находясь в тюрьме, составил заговор вместе с братом короля, и в 1818 году они устроили государственный переворот. Так между новым королем Гезо и Ди Созой, который руководил торговлей рабами, установились прочные отношения, приносившие обоим немалую прибыль.
Гезо стремился расширить свое царство, поэтому нуждался в оружии из Европы. Он назначил Ди Созу наместником Виды, чтобы тот вел торговлю с европейцами. Владея исключительным правом на продажу рабов в этой части Африки, Ди Соза вскоре накопил большое состояние, и невольничий рынок, располагавшийся возле его дома, стал центром местной и заморской работорговли.
Путь, омытый слезами
Для нынешних путешественников экскурсия по «Пути рабов» начинается с восстановленного португальского форта, построенного в 1721 году. Сегодня, как уже было упомянуто, там размещается музей. Пленников, которым предстояло стать рабами, держали во дворе, в центре форта. До этого большинство из них, скованные одной цепью, провели в пути много ночей. Почему ночей? Потому что в темноте им было бы трудно сориентироваться и найти дорогу домой.
Когда рабов привозили на место, начинался аукцион, после которого торговцы ставили на свое приобретение клеймо. Рабов, предназначенных на экспорт, гнали на побережье, а оттуда в каноэ или на лодках доставляли к кораблям.
Один из пунктов на историческом «Пути рабов» — памятник на месте «Дерева забвения», вокруг которого заставляли пройти рабов — мужчин 9 раз, женщин 7 раз. Им говорили, что так они забудут свою родину и не станут бунтовать.
Еще один памятник на «Пути рабов» напоминает о существовавших в то время хижинах зомаи. Это слово описывает беспросветную тьму в тесных хижинах, куда невольников сгоняли толпами. Перед погрузкой на корабль их держали там месяцами, приучая к тяжким условиям корабельных трюмов. Те, кто не выдерживал этого испытания, умирали, и их бросали в общие могилы.
Памятник, называемый Зомачи,— еще один укор рабскому прошлому. Он служит символом раскаяния и примирения. Каждый год в январе там собираются потомки как рабов, так и работорговцев, чтобы просить прощения за тех, кто совершал зло.
«Путь рабов» заканчивается «Воротами невозвращения». Этот памятник символизирует последние мгновения, проведенные рабами на африканской земле. На барельефе в верхней части ворот изображены две колонны рабов, сходящиеся в одной точке и словно теряющиеся в безграничном океане. Известно, что в момент прощания с Африкой многие пленники ели песок, чтобы запомнить вкус родины. Другие избирали смерть и душили себя собственными цепями.
Наконец свобода!
В начале 1800-х годов все больше людей стали ратовать за отмену рабства. Последний корабль с невольниками из Виды прибыл в город Мобил (штат Алабама, США) в июле 1860 года. Но их рабство длилось недолго, в 1863 году американское правительство издало Прокламацию об освобождении. В 1888 году, когда рабство было отменено и в Бразилии, невольничеству в Западном полушарии был положен конец.
Сегодня видимым наследием работорговли является обширная африканская диаспора, в немалой степени повлиявшая на демографию и культуру многих стран Северной и Южной Америки. Другое наследие — вуду, распространенная форма религии, включающая в себя магию и заклинания и особенно популярная на Гаити. Согласно энциклопедическому словарю «Религиоведение», название вуду происходит от слов воду, водун — «божество, дух на языке народа фон, дагомейцев».
Комментариев нет:
Отправить комментарий