Есть или не есть? Аребонто знал, что это может быть опасно, но он был очень голоден. Запеченная рыба так аппетитно пахла — и он не устоял. Однако, когда его начало тошнить и у него появились резкие боли в животе, рвота и диарея, он пожалел, что съел эту рыбу.
КОГДА друзья привезли Аребонто в местную больницу на тихоокеанском острове, он был почти без сознания. Его организм был обезвожен, у него было очень низкое кровяное давление, слабый пульс и боли в груди. В течение следующих нескольких дней, помимо головной боли, головокружения и общей слабости, Аребонто ощущал онемение в ногах, боли при мочеиспускании и необычное изменение чувствительности — холодное казалось горячим, а горячее холодным. Через восемь дней пульс стабилизировался, но онемение и слабость продолжались еще несколько недель.
Аребонто отравился сильными природными токсинами, которые делают ядовитой съедобную тропическую рыбу, обитающую вблизи коралловых рифов. Это заболевание, известное как сигватера, встречается в тропических и субтропических широтах на островах Индийского и Тихого океанов и Карибского моря. Для местных жителей рифовая рыба — основной источник питания.
О сигватере известно уже давно. Она причинила немало бед европейским мореплавателям, и сегодня многие туристы страдают от этого изнурительного заболевания. Поэтому на некоторых островах был ограничен рыболовный и туристический бизнес. Однако международная торговля свежей и замороженной рифовой рыбой вышла далеко за пределы тропиков и сейчас ведется в странах, где это заболевание еще малоизвестно.
Почему рифовая рыба становится ядовитой? Можно ли распознать такую рыбу? Вот что удалось обнаружить за десятилетия исследований.
Причина заболевания
Источником токсинов, вызывающих сигватеру, считается микроорганизм под названием динофлагеллят. Этот микроб, который живет на мертвых кораллах, прикрепляется к водорослям. Мелкие рыбешки, поедая водоросли, поглощают и токсины, называемые цигуатоксинами, которые выделяются динофлагеллятами. Затем этих рыбок съедают более крупные рыбы, которые, в свою очередь, становятся добычей других рыб. Таким образом токсины накапливаются, продвигаясь по пищевой цепи. Самой рыбе токсины, по-видимому, не опасны.
Цигуатоксины — одни из самых ядовитых биологических веществ. «К счастью, лишь немногие виды рыб могут вызвать сигватеру»,— говорится в одной австралийской правительственной газете. Цигуатоксины не влияют на внешний вид, запах и вкус рыбы, они не разрушаются при приготовлении рыбы, а также когда ее сушат, солят, вялят и маринуют. У Аребонто ничто в рыбе не вызвало подозрений, пока не проявились симптомы заболевания — расстройство желудка и нарушение в работе сердца и нервной системы.
Диагноз и лечение
На сегодняшний день сигватеру невозможно определить с помощью лабораторных тестов. Диагноз ставится на основании совокупности симптомов, которые обычно проявляются в течение нескольких часов после отравления. Его можно подтвердить, проведя анализ на содержание токсинов в остатках рыбы. Если вам кажется, что у вас сигватера, сразу же обратитесь к врачу. Хотя противоядия не существует, лечение поможет частично снять симптомы, которые обычно исчезают в течение нескольких дней. Сигватера — это изнурительное заболевание, но если своевременно начать лечение, можно избежать развития хронической формы.
Тяжесть симптомов зависит от нескольких факторов. Большую роль играет уровень токсинов в рыбе, количество съеденной рыбы и то, какие части рыбы съел больной. Кроме того, тяжесть заболевания зависит от того, какое количество цигуатоксинов уже было в организме больного и в каком месте была поймана рыба, поскольку токсины, по всей видимости, различаются в зависимости от места обитания рыбы. Иммунитет к этим токсинам у человека не развивается, а наоборот, организм становится к ним еще более восприимчивым, из-за чего болезнь с каждым разом переносится все тяжелее. Алкоголь усиливает тяжесть симптомов. В одной книге, посвященной этому заболеванию, советуется: «Во избежание рецидива, не стоит есть рыбу в течение трех-шести месяцев после отравления».
В тяжелых случаях заболевание может длиться несколько недель, месяцев или даже лет и сопровождаться симптомами, сходными с симптомами синдрома хронической усталости. В редких случаях оно заканчивается смертью, наступающей в результате шока, дыхательной или сердечной недостаточности и обезвоживания организма. Обычно это связано с тем, что человек съел такие части рыбы, в которых было больше всего токсинов, например голову или внутренности.
Неразрешимая загадка
Практически любая мелкая рифовая рыба и крупная хищная, которая за ней охотится, может содержать цигуатоксин. Но в этом-то и вся загадка. Рыба, обитающая у коралловых рифов, может быть очень токсичной, но такая же рыба, пойманная поблизости, не содержит никаких токсинов. Виды, которые в одной части мира нередко вызывают отравление, в другой могут быть совершенно безопасными. Поскольку неизвестно, когда именно динофлагелляты выделяют токсины, невозможно предугадать, где и когда появится токсичная рыба.
Более того, пока не существует доступного, надежного теста, позволяющего обнаружить в рыбе токсины. Все, что сейчас могут сделать органы здравоохранения, это предупредить людей о том, какую рыбу не употреблять и в каких местах ее не следует ловить. Эта информация основана на зарегистрированных случаях заболевания сигватерой. К наиболее опасным видам рыб относится барракуда, желтоперый групер, королевская макрель, луциан-бохар, черный морской окунь, черноперый луциан и леопардовая мурена. Обычно чем старше и крупнее рыба, тем она токсичнее. В некоторых странах запрещено продавать потенциально опасную рыбу. Как правило, безопасной считается морская рыба, которая не питается рифовыми рыбками, и та, что обитает в морях умеренных широт.
Ожидается, что число случаев заболевания сигватерой будет расти. Отчасти это вызвано тем, что мертвые кораллы создают благоприятную среду для размножения токсичных динофлагеллятов, а согласно отчетам, все больше кораллов поражается болезнями и погибает.
Поскольку сигватеру трудно предупредить, снизить риск заболевания можно, если соблюдать несколько основных правил. (Смотрите рамку вверху.) Аребонто не следовал этим указаниям и поэтому чуть не умер. Он съел голову и мясо черного морского окуня, который, как известно, относится к опасным видам. Раньше он ел эту рыбу без каких-либо последствий для здоровья и, как многие островитяне, потерял бдительность.
Означает ли все сказанное выше, что, находясь в отпуске на каком-нибудь тропическом острове, следует избегать всех блюд, приготовленных из морепродуктов? Вовсе нет. Но было бы мудро соблюдать меры предосторожности и правильно выбирать рыбу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий