Сколько сложено легенд и преданий, былей и поверий, сколько испанских и арабских песен и баллад воспевают любовь и рыцарскую доблесть, память о которых хранят стены этого восточного за́мка! ВАШИНГТОН ИРВИНГ, АМЕРИКАНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ XIX ВЕКА
ЭТО неповторимое по красоте место, поэтически описанное выше, известно как Альгамбра — великолепный дворец в испанском городе Гранада. Альгамбра — яркий образец арабско-персидской архитектуры, сохранившейся в южной Европе. Эта цитадель обязана своей громкой славой маврам-мусульманам, под господством и влиянием которых Испания находилась на протяжении нескольких веков.
Эмир Зави бен Зири основал независимое государство Гранада в XI веке. Существовало оно примерно 500 лет, и за это время его искусство и культура достигли больших высот. В 1492 году католические монархи Фердинанд и его жена Изабелла отвоевали Гранаду у мусульман, тем самым положив конец их господству в Испании.
Мавританская Гранада достигла своего расцвета, после того как в 1236 году христиане захватили город Кордова. Гранада стала столицей исламской Испании и ее правители создали невиданный прежде в Европе дворцовый ансамбль, именуемый как Альгамбра. Этот шедевр был назван «самым что ни на есть красивейшим строением в мире».
Альгамбра представляет собой обширный дворцовый комплекс. Крепость выглядит особенно величественно на фоне снежных пиков Сьерра-Невады высотой более 3 400 метров. Альгамбра, построенная на 150-метровом лесистом холме Сабика, словно господствует над городом. Поэту XIV века Ибн-Зумруку этот холм, с которого открывается восхитительный вид на Гранаду, представился в образе мужа, восторженно любующегося своей женой.
Город в городе
Слово «Альгамбра» в переводе с арабского означает «красная», и, возможно, указывает на цвет кирпичей, из которых выложена стена замка. Однако некоторые согласны с мнением арабских историков, предполагающих, что замок строили ночью при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок. Отсюда якобы и произошло название «Альгамбра».
Альгамбра не просто огромный дворец. Это, по сути, город на территории города Гранады. У подножия высоких крепостных стен разбиты сады и возведены павильоны, дворцовый ансамбль, алькасаба (или крепость), а также небольшая медина (или город). Замысел мастеров-мавров построить комплекс Альгамбры воплотился в неповторимом стиле, сочетающем в себе ажурную, замысловатую арабскую отделку и мощь европейского Ренессанса.
Своим великолепием Альгамбра обязана искусству мавров и древних греков. Вначале подбирались цвета и текстура камней для создания легкости и гармоничности пропорций. И только после этого изящные постройки роскошно декорировались. По словам одного искусствоведа, «для мавров-архитекторов всегда было обязательным такое правило: украшать строение декором, а не строить украшения».
Прогулка по Альгамбре
Мы входим в Альгамбру через огромную подковообразную арку, известную как Ворота правосудия. Это название указывает на то, что во время мусульманского господства здесь собирались судьи для слушания и разбора небольших дел и тяжб. Осуществлять правосудие у городских ворот было обычным явлением на Ближнем Востоке. Об этом упоминается и в Библии.
Особенностью архитектурного декора таких арабских дворцов, как Альгамбра, является резьба по штукатурке. Мастера вырезали на ней ажурный орнамент в виде бесконечно повторяющейся арабской узорной вязи. Поражают своей роскошью арки, напоминающие сталактиты и расположенные в совершенной симметрии. Еще одна особенность дворца — это зиллиз, или глазурованные керамические плитки, из которых составлен сложный геометрический рисунок. Такая яркая красочная облицовка цоколя оттеняется матовым известняковым орнаментом, покрывающим верхнюю часть стены.
Из всех дворов Альгамбры особенно впечатляет Львиный дворик. Он считается «самым ярким образцом слияния арабской и испанской архитектуры». В одном путеводителе по Гранаде объясняется: «Некоторые шедевры искусства не поддаются воспроизведению. [...] То же можно сказать и о Львином дворике гранадской Альгамбры». В центре безупречных по форме аркадных галлерей, опирающихся на изящные, стройные колонны, расположен фонтан — чаша, которую поддерживают 12 мраморных львов. Это один из прекраснейших уголков Испании, посещаемый множеством туристов.
В прохладе садов
Альгамбра также известна своими неповторимыми по красоте садами, фонтанами и водоемами. Как отмечает Энрике Сордо в своей книге «Мавританская Испания», «арабские сады были подобием истинного рая» (Moorish Spain). Господство архитектуры ислама ощущается здесь повсюду. Испанский писатель Гарсиа Гомес писал: «Коран дает подробное описание рая как пышного сада... изобилующего водными потоками». Главный мотив архитектуры Альгамбры — вода, а это большая роскошь для мавров, жителей знойной и засушливой пустыни. По замыслу архитекторов, вода должна была создавать прохладу и услаждать слух своим журчанием. Прямоугольные водоемы, отражая яркую синеву испанского неба, также расширяют пространство и создают ощущение простора.
Рядом с Альгамброй на соседнем холме Серро-дель-Соль находится летняя резиденция гранадских эмиров — Генералиф. Этот дворец-сад — прекрасный образец арабского ландшафтного искусства, признанный «одним из самых красивых и уютных садов в мире». В былые времена с замком Альгамбра он соединялся мостом и, по всей видимости, был местом отдыха гранадских правителей. Дворик ведет нас к Каскадной аллее. Все здесь очаровывает легкостью, трепетом ярких красок и благоуханием постоянно цветущих садов.
Стенание мавра
Когда последний правитель Гранады, Боабдиль (Мухаммед XI), сдал город королевской чете Фердинанду и Изабелле, он вместе со своей семьей бежал в горы. Говорят, что он остановился на одном из мест, которое сейчас известно как Эль-Суспиро-дель-Моро (Стенание мавра). Отсюда он мог видеть всю Альгамбру. Когда он прощальным взором окинул свой прославленный красный замок, мать сказала ему: «Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить, как мужчина!»
Сегодня около трех миллионов туристов ежегодно посещают Альгамбру. Они, как и Боабдиль, могут обозревать всю панораму Гранады с холма, на котором высится арабский замок — жемчужина Гранады. Если вам доведется когда-нибудь побывать здесь, то, возможно, вы поймете, почему так горько стенал последний мавританский властитель.
ЭТО неповторимое по красоте место, поэтически описанное выше, известно как Альгамбра — великолепный дворец в испанском городе Гранада. Альгамбра — яркий образец арабско-персидской архитектуры, сохранившейся в южной Европе. Эта цитадель обязана своей громкой славой маврам-мусульманам, под господством и влиянием которых Испания находилась на протяжении нескольких веков.
Эмир Зави бен Зири основал независимое государство Гранада в XI веке. Существовало оно примерно 500 лет, и за это время его искусство и культура достигли больших высот. В 1492 году католические монархи Фердинанд и его жена Изабелла отвоевали Гранаду у мусульман, тем самым положив конец их господству в Испании.
Мавританская Гранада достигла своего расцвета, после того как в 1236 году христиане захватили город Кордова. Гранада стала столицей исламской Испании и ее правители создали невиданный прежде в Европе дворцовый ансамбль, именуемый как Альгамбра. Этот шедевр был назван «самым что ни на есть красивейшим строением в мире».
Альгамбра представляет собой обширный дворцовый комплекс. Крепость выглядит особенно величественно на фоне снежных пиков Сьерра-Невады высотой более 3 400 метров. Альгамбра, построенная на 150-метровом лесистом холме Сабика, словно господствует над городом. Поэту XIV века Ибн-Зумруку этот холм, с которого открывается восхитительный вид на Гранаду, представился в образе мужа, восторженно любующегося своей женой.
Город в городе
Слово «Альгамбра» в переводе с арабского означает «красная», и, возможно, указывает на цвет кирпичей, из которых выложена стена замка. Однако некоторые согласны с мнением арабских историков, предполагающих, что замок строили ночью при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок. Отсюда якобы и произошло название «Альгамбра».
Альгамбра не просто огромный дворец. Это, по сути, город на территории города Гранады. У подножия высоких крепостных стен разбиты сады и возведены павильоны, дворцовый ансамбль, алькасаба (или крепость), а также небольшая медина (или город). Замысел мастеров-мавров построить комплекс Альгамбры воплотился в неповторимом стиле, сочетающем в себе ажурную, замысловатую арабскую отделку и мощь европейского Ренессанса.
Своим великолепием Альгамбра обязана искусству мавров и древних греков. Вначале подбирались цвета и текстура камней для создания легкости и гармоничности пропорций. И только после этого изящные постройки роскошно декорировались. По словам одного искусствоведа, «для мавров-архитекторов всегда было обязательным такое правило: украшать строение декором, а не строить украшения».
Прогулка по Альгамбре
Мы входим в Альгамбру через огромную подковообразную арку, известную как Ворота правосудия. Это название указывает на то, что во время мусульманского господства здесь собирались судьи для слушания и разбора небольших дел и тяжб. Осуществлять правосудие у городских ворот было обычным явлением на Ближнем Востоке. Об этом упоминается и в Библии.
Особенностью архитектурного декора таких арабских дворцов, как Альгамбра, является резьба по штукатурке. Мастера вырезали на ней ажурный орнамент в виде бесконечно повторяющейся арабской узорной вязи. Поражают своей роскошью арки, напоминающие сталактиты и расположенные в совершенной симметрии. Еще одна особенность дворца — это зиллиз, или глазурованные керамические плитки, из которых составлен сложный геометрический рисунок. Такая яркая красочная облицовка цоколя оттеняется матовым известняковым орнаментом, покрывающим верхнюю часть стены.
Из всех дворов Альгамбры особенно впечатляет Львиный дворик. Он считается «самым ярким образцом слияния арабской и испанской архитектуры». В одном путеводителе по Гранаде объясняется: «Некоторые шедевры искусства не поддаются воспроизведению. [...] То же можно сказать и о Львином дворике гранадской Альгамбры». В центре безупречных по форме аркадных галлерей, опирающихся на изящные, стройные колонны, расположен фонтан — чаша, которую поддерживают 12 мраморных львов. Это один из прекраснейших уголков Испании, посещаемый множеством туристов.
В прохладе садов
Альгамбра также известна своими неповторимыми по красоте садами, фонтанами и водоемами. Как отмечает Энрике Сордо в своей книге «Мавританская Испания», «арабские сады были подобием истинного рая» (Moorish Spain). Господство архитектуры ислама ощущается здесь повсюду. Испанский писатель Гарсиа Гомес писал: «Коран дает подробное описание рая как пышного сада... изобилующего водными потоками». Главный мотив архитектуры Альгамбры — вода, а это большая роскошь для мавров, жителей знойной и засушливой пустыни. По замыслу архитекторов, вода должна была создавать прохладу и услаждать слух своим журчанием. Прямоугольные водоемы, отражая яркую синеву испанского неба, также расширяют пространство и создают ощущение простора.
Рядом с Альгамброй на соседнем холме Серро-дель-Соль находится летняя резиденция гранадских эмиров — Генералиф. Этот дворец-сад — прекрасный образец арабского ландшафтного искусства, признанный «одним из самых красивых и уютных садов в мире». В былые времена с замком Альгамбра он соединялся мостом и, по всей видимости, был местом отдыха гранадских правителей. Дворик ведет нас к Каскадной аллее. Все здесь очаровывает легкостью, трепетом ярких красок и благоуханием постоянно цветущих садов.
Стенание мавра
Когда последний правитель Гранады, Боабдиль (Мухаммед XI), сдал город королевской чете Фердинанду и Изабелле, он вместе со своей семьей бежал в горы. Говорят, что он остановился на одном из мест, которое сейчас известно как Эль-Суспиро-дель-Моро (Стенание мавра). Отсюда он мог видеть всю Альгамбру. Когда он прощальным взором окинул свой прославленный красный замок, мать сказала ему: «Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить, как мужчина!»
Сегодня около трех миллионов туристов ежегодно посещают Альгамбру. Они, как и Боабдиль, могут обозревать всю панораму Гранады с холма, на котором высится арабский замок — жемчужина Гранады. Если вам доведется когда-нибудь побывать здесь, то, возможно, вы поймете, почему так горько стенал последний мавританский властитель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий