ОДНИ из самых красивых нарядов, в том числе японское кимоно, индийское сари и корейский ханбок, имеют между собой что-то общее. Их часто шьют из шелка — блестящего материала, который называют «королем тканей». Его элегантность очаровывала царствующих особ в прошлом, не оставляет она равнодушными и простых людей сегодня. Однако долгое время шелк был доступен немногим.
В древние времена шелк делали только в Китае и секрет его производства не раскрывали никому. А раскрывшему тайну грозила смерть за предательство. Поэтому неудивительно, что шелк стоил очень дорого. Например, по всей Римской империи он ценился на вес золота — за него давали столько золота, сколько он весил.
Со временем всю торговлю китайским шелком взяла в свои руки Персия. Цена оставалась по-прежнему высокой, и любые попытки действовать в обход персидских купцов были бесполезными. Тогда Византийский император Юстиниан пошел на хитрость. Приблизительно в 550 году н. э. он послал в Китай с секретной миссией двух монахов. Они вернулись через два года и принесли в полых бамбуковых посохах долгожданное сокровище — яйца шелковичного червя. Секрет был раскрыт, и монополии был положен конец.
Секрет производства шелка
Шелк производят шелковичные черви, как называют гусениц бабочек из семейства шелкопрядов. Существуют сотни видов шелкопрядов, но самый лучший шелк дает тутовый шелкопряд, латинское название которого Bombyx mori. Для изготовления шелковых тканей нужно довольно много шелковичных червей, поэтому возникла особая отрасль — шелководство. Семья Шоичи Кавахарады, которая живет в Японии, в префектуре Гумма,— одна из примерно 2 000 японских семей, которые занимаются этим нелегким трудом. Двухэтажный дом г-на Кавахарады был построен специально для занятия шелководством, он расположен на склоне холма рядом с тутовой рощей.
Самка бабочки шелкопряда откладывает до 500 яиц, каждое размером с булавочную головку. Приблизительно через 20 дней из яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они очень прожорливы. День и ночь они поедают листья исключительно тутового дерева (шелковицы). Всего лишь за 18 дней они становятся в 70 раз больше, чем были вначале, и за это время 4 раза линяют.
На ферме г-на Кавахарады выращивается около 120 000 шелковичных червей. Громкий хруст, с которым они поедают листья, похож на шум падающего на деревья проливного дождя. К тому времени, когда гусеницы вырастают, их вес увеличивается в 10 000 раз! Теперь они готовы вить коконы.
Безмолвные пряхи
Заканчивая развиваться, гусеницы становятся полупрозрачными. Это означает, что скоро начнется следующий этап. Когда гусеницы начинают беспокойно ползать в поиске места, где им было бы удобно вить коконы, их помещают в ящики с множеством ячеек. Там они начинают выделять тонкую белую нить, которую наматывают вокруг себя.
Для г-на Кавахарады наступает горячая пора, поскольку все 120 000 гусениц начинают «прясть» примерно в одно и то же время. Множество ящиков с ячейками висит рядами в прохладном, хорошо проветриваемом помещении на втором этаже дома.
Тем временем внутри гусеницы происходит удивительное превращение. Съеденные листья шелковицы перерабатываются в белок фиброин, накапливающийся в паре желез, длина которых почти такая же, как длина самой гусеницы. Проходя через эти железы, фиброин покрывается клейким веществом под названием серицин. Еще до выхода из прядильного органа, расположенного во рту гусеницы, две фиброиновые нити склеиваются вместе благодаря серицину. При контакте с воздухом этот жидкий шелк затвердевает и становится одной нитью.
Начав производить шелк, гусеница не останавливается, пока не совьет весь кокон. Она вырабатывает нить со скоростью 30—40 сантиметров в минуту, постоянно вращая головой. В одной статье писалось, что к тому времени, когда кокон готов, гусеница делает около 150 000 оборотов головой. За два дня и две ночи шелковичный червь производит нить длиной до 1 500 метров, что почти в четыре раза превышает размер небоскреба!
Всего лишь за одну неделю г-н Кавахарада соберет 120 000 коконов, которые потом отправит для переработки. На изготовление ткани для одного кимоно нужно около 9 000 коконов, галстука — 140, а шелкового шарфика — более 100.
Как производят шелковую ткань
Процесс разматывания шелковой нити из кокона называется кокономотанием. Как люди обнаружили, что коконы можно разматывать? Об этом повествует много мифов и легенд. Согласно одной из них, китайская императрица Си Лин-Ши заметила, что с шелковицы в ее чашку с чаем упал кокон. Пытаясь достать его, она увидела, что от кокона отходит тонкая ниточка. Так люди научились разматывать шелк. Сегодня этот процесс автоматизирован.
Чтобы коконы можно было использовать, куколки, находящиеся внутри них, нужно умертвить до того, как из них начнут вылупляться бабочки. Это делают при помощи тепловой обработки. Непригодные коконы убирают, а оставшиеся продолжают обрабатывать. Коконы распаривают в горячей воде или паром, чтобы размягчить волокна. Затем при помощи вращающихся щеток находят конец нити. В зависимости от того, какую толщину нити хотят получить, соединяют вместе нити двух и более коконов. Нить высыхает во время сматывания в моток. Далее шелк-сырец перематывают, получая мотки желаемого веса с нитью определенной длины.
Шелковая ткань бывает такой гладкой и приятной, что хочется прикоснуться к ней щекой. Благодаря чему достигается такая структура ткани? Во-первых, шелк обесклеивают, то есть удаляют серицин, покрывающий фиброин. Шелк, не прошедший такую обработку, грубый и его трудно красить. Шероховатость шифона объясняется именно тем, что его делают из шелка, в котором осталось немного серицина.
Второе, что определяет структуру шелковой ткани, это количество скручиваний нити. Японская ткань хабутай — мягкая и гладкая. Ее делают из нитей, которые скручены мало или не скручены совсем. А креп, напротив, отличается неровностью, так как в его производстве используется туго скрученная нить.
Окрашивание — еще один важный процесс. Шелк красить легко. Структура фиброина позволяет краскам проникать в глубину волокон, в результате чего шелк долго сохраняет цвет. К тому же в отличие от синтетических волокон шелк содержит как положительные, так и отрицательные ионы, что позволяет при использовании практически любой краски получить хорошие результаты. Можно красить шелковые нити в мотках, прежде чем они попадут на ткацкий станок, а можно красить и саму ткань. При изготовлении некоторых кимоно используется известная техника юзен — на готовую ткань наносят узоры и красят ее вручную.
Бо́льшую часть шелка сейчас производят в таких странах, как Китай и Индия, однако законодателями шелковой моды по-прежнему остаются французские и итальянские модельеры. Хотя сегодня делают много недорогих тканей из искусственно полученных волокон, таких, как вискоза и нейлон, с шелком по-прежнему не сравнится ни одна ткань. «Даже при сегодняшнем уровне развития науки шелк невозможно синтезировать,— говорит хранитель музея шелка в Йокохаме (Япония).— Мы знаем о шелке всё — и формулу его молекул, и его структуру. Но мы не можем повторить его. Это то, что я называю загадкой шелка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий