суббота, 10 августа 2013 г.

Бразильские индейцы. Грозит ли им исчезновение?

НАЦИОНАЛЬНЫЙ парк Шингу находится в бразильском штате Мату-Гросу. Его территория занимает около 27 000 квадратных километров, что приблизительно составляет площадь Бельгии. Здесь живет около 3 600 индейцев, которые принадлежат к 14 племенам. Леса вокруг парка были выжжены ради коммерческой добычи деревьев ценных пород либо превращены в пастбища для выпаса крупного рогатого скота. Поэтому на снимках из космоса этот парк выглядит словно зеленый островок на «огромном бильярдном столе».
В 60-е годы прошлого века правительство Бразилии начало создавать индейские резервации. В настоящее время резервации занимают около 12 процентов территории Бразилии, главным образом в районе Амазонки. Благодаря образованию резерваций произошло неожиданное: впервые за минувшие 500 лет численность индейцев стала расти и достигла, по некоторым оценкам, около 300 000! Эта цифра совсем небольшая, если учесть, что в 1500 году индейцев было от двух до шести миллионов.
За эти 500 лет, по словам одного исследователя-публициста, «произошла шокирующая крупномасштабная демографическая трагедия». Что привело к такому резкому сокращению численности индейского населения? Можно ли сказать, что теперь бразильским индейцам уже не грозит исчезновение?
Начало колонизации
В 1500 году Португалия заявила о своих правах на Бразилию. Первые 30 лет интересы колонизаторов сосредоточивались на добыче бразильского красного дерева, из которого получали красящее вещество бразилин. Именно этому дереву Бразилия обязана своим названием. Его древесина очень ценилась европейцами, которые обменивали ее на всякие безделушки.
Вскоре поселенцы обнаружили, что бразильский климат идеален для выращивания сахарного тростника. Однако это дело было трудоемким и требовало огромной рабочей силы. Спрос на рабов увеличился. В поисках рабочей силы далеко идти не пришлось — все было буквально под рукой!
Порабощение индейцев
В основном индейцы занимались примитивным земледелием ради того, чтобы прокормить себя. Мужчины, как правило, были охотниками и рыбаками. Им-то и пришлось взяться за расчистку леса. Женщины работали в поле, собирали урожай и готовили пищу. Европейская элита восхищалась индейцами. Ей казалось, что эти люди безразличны к богатству и чужды всякой жадности. Но, по мнению многих поселенцев, индейцы были просто бездельниками.
Португальцы нуждались в защите и рабочей силе, поэтому они поощряли дружелюбно настроенных индейцев переселяться поближе к ним. Этому процессу нередко содействовали иезуиты и другие монашеские ордены. Европейцы не знали, как пагубно скажется такое сближение на индейцах. Хотя по закону индейцам гарантировалась земля и свобода, на деле все получалось иначе, и они фактически оказывались в порабощении у поселенцев. Им редко платили за труд и не позволяли обрабатывать собственную землю.
Усилия португальской короны наложить запрет на рабский труд чаще всего были безуспешны. Поселенцы знали, как обходить эти законы. С точки зрения морали, они считали приемлемым порабощать индейцев или продавать их в рабство, потому что это были «враги», взятые в плен в ходе «справедливых войн». Кроме того, поселенцы могли выкупать из плена индейцев у других племен и делать их своими рабами.
Итак, колония стала доходным местом за счет сахарной промышленности, которая тоже зависела от рабского труда. Поэтому португальской короне частенько приходилось поступаться своей совестью ради пополнения казны.
Колониальные амбиции: Португалия против Франции и Голландии
В конфликтах между колониальными державами больше всех пострадали индейцы. Французы с голландцами старались отнять у португальцев Бразилию. И каждый перетягивал индейцев на свою сторону. Но индейцы не подозревали, что, по сути, эти державы стремились заполучить их землю. Они охотно вовлекались в конфликты между иноземными государствами, пользуясь случаем отомстить своим врагам — другим индейским племенам.
Например, 10 ноября 1555 года французский аристократ Никола де Вильганьон высадился в бухте Гуанабара (теперь Рио-де-Жанейро). Он построил там форт и объединился с местным племенем тамойя. Португальцы объединились с индейцами тупинамба из Баии и в марте 1560 года атаковали казавшийся неприступным форт. Французы бежали, но не порвали торговые связи с индейцами тамойя и продолжали подстрекать их к нападениям на португальцев. После нескольких столкновений тамойя были разбиты. По некоторым данным, только в одном из сражений было уничтожено 10 000 индейцев, а 20 000 было обращено в рабство.
Отвратительные болезни из Европы
Когда португальцы впервые увидели туземцев, они показались им на удивление здоровым народом. Первооткрыватели думали, что многим старикам уже за сто лет. Однако у индейцев не было иммунитета против европейских и африканских болезней. Вероятно, именно из-за этого они и оказались на грани исчезновения.
Португальские хроники полны ужасных историй об эпидемиях, которые резко сократили численность индейского населения. В 1561 году Португалию поразила оспа, которая распространилась за пределы Атлантики. Последствия были катастрофическими. Вот как в своем письме от 12 мая 1563 года иезуит Леонардо ду Вале описывает ужасы эпидемии в Бразилии: «Этот вид оспы настолько отвратителен и сопровождается таким зловонием, что невозможно вынести смрада, исходящего от [больных]. Поэтому многие остаются без ухода. Их заживо поедают черви, которые кишат в ранах, размножаясь в огромном количестве и достигая больших размеров. Зрелище ужасающее».
Иезуиты в шоке
К исчезновению многих племен привело и то, что индейцы стали вступать в половые связи с белыми людьми. Как отмечается в одной книге, «и португальцы, и индейцы относились спокойно к половым отношениям с людьми другой расы» (Red Gold—The Conquest of the Brazilian Indians). Предложить гостю женщину, чаще свою дочь, было у индейцев признаком гостеприимства. Когда в 1549 году иезуиты впервые прибыли в Бразилию, они были возмущены увиденным. «[Духовенство] открыто заявляет, что сожительствовать с темнокожей женщиной вполне приемлемо,— сетовал иезуит Маноэль да Нобрега.— Переселенцы используют индианок [рабынь] как наложниц». Португальскому королю сообщили, что у одного португальца «было столько детей, внуков, правнуков и других потомков, что их количество не осмелились бы назвать Его Величеству».
К середине XVII века многочисленное индейское население в прибрежных частях Бразилии было истреблено или обращено в рабство либо смешалось с другими народами. Вскоре подобное произошло и с племенами, живущими в районе Амазонки.
С прибытием португальцев начался «сезон охоты» на туземное население в низовье Амазонки. По словам Маноэля Тейшейра, генерал-губернатора штата Мараньяна, за несколько десятилетий португальцы истребили в штатах Мараньян и Пара почти два миллиона индейцев! Возможно, эта цифра преувеличена, но все же она отражает масштабы бедствия. Позднее та же участь постигла индейцев в верховье Амазонки. К середине XVIII века в Амазонии, за исключением отдаленных территорий, коренное население почти исчезло.
В конце XIX века началось освоение многих отдаленных районов Амазонки. Уцелевшие индейские племена снова стали пересекаться с белыми людьми. В 1839 году Чарлз Гудьир открыл процесс вулканизации (превращение каучука в резину). За этим последовало изобретение резиновых шин, что привело к «каучуковой лихорадке». В район Амазонки, который был основным поставщиком сырого каучука, ринулось множество дельцов. В этот период коренное население подверглось жестокой эксплуатации, что еще больше сократило его численность.
Положение индейцев в XX веке
В 1970 году бразильское правительство разработало план интеграции, включавший строительство автомагистралей, чтобы соединить отдаленные районы Амазонии. Многие магистрали открыли доступ к индейским владениям и их жителям. Коренное население оказалось беззащитным не только перед нашествием старателей, но и перед опасностью заразиться смертельными болезнями.
Вот что, к примеру, случилось с племенем панаресов. В XVIII и XIX веках оно было почти полностью истреблено войнами и рабской эксплуатацией. Лишь небольшому числу индейцев удалось убежать в северо-западные районы, в глубь леса на севере Мату-Гросу. Затем прямо через их землю была проложена автомагистраль Куяба-Сантарем.
Контакт с европейцами пагубно сказался на многих. К 1975 году от многочисленного племени панаресов осталось только 80 человек. Их переселили в Национальный парк Шингу. Но, как они ни старались, они не смогли найти уголок, похожий на их родные места, и в конце концов решили вернуться назад. 1 ноября 1996 года министр юстиции Бразилии объявил территорию площадью 495 000 гектаров «постоянным владением коренных жителей». Очевидно, это спасло племя панаресов от вымирания.
Какое будущее их ждет?
Помогут ли резервации сохранить оставшиеся индейские племена от истребления? В буквальном смысле сегодня индейцев никто не истребляет. Но стоит заметить, что их земли богаты ценными природными ресурсами. По некоторым данным, в северном и центрально-западном районах Бразилии, где расположено девять штатов, есть золото, платина, алмазы, железо, свинец и другие полезные ископаемые общей стоимостью триллион долларов. Именно в пределах этой территории находится 98 процентов индейских земель. В некоторых уже нелегально ведутся геолого-разведочные работы.
Как показывает история, отношения с белыми людьми не принесли индейцам ничего хорошего. В обмен на золото они получали зеркала, красное дерево меняли на безделушки и были вынуждены прятаться в лесных чащах, чтобы не оказаться в рабстве. Может ли история повториться?
Многие индейцы освоили технику нашего века: самолеты, моторные лодки, мобильные телефоны. Но смогут ли они приспособиться ко всему, что еще принесет XXI век, покажет время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий