суббота, 10 августа 2013 г.

Смертоносные машины

Движимый порочным разумом, человек неустанно стремится направить плоды своего таланта на порабощение, уничтожение и обман себе подобных.  Хорас Уолпол, английский писатель XVIII века
АВИАЦИЯ открыла перед человечеством большие возможности. Однако история подтвердила правдивость слов Хораса Уолпола. Еще до того, как люди смогли подняться в небо, они уже размышляли о том, как использовать летательные машины в качестве орудий войны.
В 1670 году, более чем за сто лет до первого полета человека на воздушном шаре, итальянский иезуит Франческо де Лана Торци рассуждал так: «Бог никогда не попустит создания таких [воздушных] машин во избежание многих беспокойств для народа и правителей». Затем он сделал дальновидное замечание: «Разве не понятно, что ни один город не сможет жить безопасно?! Ибо воздушный корабль мог бы в любой момент появиться прямо над рыночной площадью и высадить на ней свою команду. То же самое могло бы произойти во дворе любого дома и даже на палубе плывущего по морю судна... Не спускаясь, он забросал бы его кусками железа, потопил бы его и погубил людей; поджег бы судно, сбросил бы на него ядра и бомбы».
Когда в конце XVIII века появились воздушные шары, которые заполнялись горячим воздухом или водородом, Уолпол начал опасаться, что они скоро станут «средством уничтожения рода человеческого». Так и случилось. К концу 1794 года наполненные водородом аэростаты стали использовать во французской армии, чтобы вести воздушную разведку и руководить передвижением войск. Их также задействовали в 1860—1870-х годах во время Гражданской войны в США и Франко-прусской войны. В ходе обеих мировых войн минувшего столетия аэростаты широко использовались в разведывательных целях американской, британской, германской и французской армиями.
Воздушные шары стали смертоносным оружием во время Второй мировой войны, когда японская армия направила в сторону США 9 000 беспилотных аэростатов с бомбами. Более 280 из них достигли Северной Америки.
Появление военной авиации
Аэроплан с самого начала тоже рассматривался как потенциальная боевая машина. В 1907 году ученый Александер Грейам Белл сказал: «Не многие знают, как близко Америка подошла к решению вопроса, который во всем мире радикально изменит способы ведения войны: я говорю о реальности создания воздушной боевой машины». В том же году «Нью-Йорк таймс» цитировала воздухоплавателя капитана Томаса Лавлейса: «Через пять лет, а, может, и через два года у каждой большой страны будут военные самолеты и средства борьбы с ними, так же как есть торпедоносные корабли и средства борьбы против них».
Буквально через три месяца братья Райт приступили к работе над созданием первого военного аэроплана для американских войск связи. 13 сентября 1908 года в «Нью-Йорк таймс» объяснялось, почему армия заинтересована в летательных аппаратах: «Если в трубу военного парохода сбросить снаряд, то он разрушит машинное отделение. Взрыв котлов довершит дело».
Как и говорил Белл, аэроплан «радикально изменил способы ведения войны». В 1915 году производители самолетов разработали пулемет, который устанавливался в носовой части самолета и был снабжен синхронизатором для стрельбы через диск винта. Вслед за истребителями появились бомбардировщики, ставшие во время Второй мировой войны больше и мощнее. 6 августа 1945 года стратегический бомбардировщик Б-29 «Суперфортресс» («Сверхкрепость») сбросил первую атомную бомбу, которая сравняла с землей японский город Хиросима. В конечном счете это унесло 100 000 человеческих жизней.
Двумя годами ранее, в 1943 году, Орвил Райт в личной беседе выразил сожаление о создании самолета. По его словам, в ходе двух мировых войн самолет стал страшным оружием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий