понедельник, 30 сентября 2013 г.

Экскурсия по центру протезирования


НА ПРИЕМ к врачу в Новозеландском центре протезирования в Веллингтоне я записался по двум причинам. Во-первых, мой протез ноги нуждался в ремонте, а во-вторых, я хотел совершить экскурсию по центру, чтобы больше узнать о протезном деле.
Мой протезист любезно согласился показать мне этот центр. Все, что я увидел, произвело на меня неизгладимое впечатление, и я еще больше стал ценить труд мастеров-протезистов — преданных своей работе людей.
Слово «протез» означает «искусственное приспособление в форме какой-либо утраченной части тела». Согласно «Большой медицинской энциклопедии», «протезирование — это вид лечебной помощи больным и инвалидам, обеспечивающий их разнообразными протезами». А протезист — это специалист по изготовлению протезов.
Изготовление протезов ног
Большинство посетителей этого центра — инвалиды, желающие приобрести здесь протезы ног. Первый этап процесса протезирования — изготовление и подгонка приемной гильзы, надевающейся на здоровую культю. Для этого делается гипсовый слепок культи, точно повторяющий ее форму и размер. Затем по этому слепку изготовляют соответствующую приемную полость гильзы, на которую крепится протез. Так начинается процесс конструирования новой ноги, возмещающей и восполняющей функции утраченной конечности. Сейчас в протезировании используют современные, прогрессивные технологии. Например, замеры культи производят с помощью компьютерной программы. Станок-автомат сам создает точную копию оставшейся части конечности пациента.
Познакомив меня с технологией протезного дела, врач также показал мне некоторые, уже готовые детали протезов, изготовленные в других странах. Меня поразил гидравлический коленный сустав, соединенный с приемной полостью, сделанной из термопласта. Благодаря пластичности этого материала, при нагревании можно изменять форму приемной полости, обеспечивая удобство при ходьбе. Огромное разнообразие таких деталей и узлов демонстрируется в каталогах, которые можно получить из разных стран мира.
На завершающем этапе изготовления искусственной ноги проводится сборка протеза к примерке. Все его части: приемную полость гильзы, колено и стопу — соединяют и балансируют, обеспечивая хорошую функциональность и удобство протеза. Затем наносят пористое покрытие, чтобы скрыть «кости» протезной конечности. И наконец протезу придается косметический эффект, чтобы он как можно больше имитировал естественную ногу.
После того как пациент более или менее освоит ходьбу на протезе, его приглашают в центр на консультацию к хирургу-ортопеду. Врач проверяет правильность индивидуальной подгонки протеза и удобство его использования.
Для детей и спортсменов
Во время экскурсии мы подошли к одной маленькой девочке. Нисколько не смущаясь, она показала нам свою культю с надетым на нее протезом. Позднее я видел, как она прыгала неподалеку от нас. Она казалась веселой и жизнерадостной.
Мой протезист рассказал мне о детях-инвалидах, нуждающихся в протезах. Меня это очень удивило. Он показал мне крошечную искусственную руку, объяснив, что такие протезы предназначены для полугодовалых младенцев. Но зачем такой малютке протез? Благодаря ему малыш учится пользоваться протезом кисти или руки, который ему предстоит носить в будущем. По словам протезиста, без такого обучения ребенок постепенно привыкает обходиться без второй руки и с годами ему уже труднее приспособиться к протезу.
Для меня было новостью, что для участников Параолимпийских игр, проходивших недавно в Сиднее, были присланы детали протезов рук и ног из Европы. Они предоставлялись спортсменам бесплатно, и протезисты из разных стран, в том числе и Новой Зеландии, с готовностью предлагали свои услуги.
Некоторые детали протезов были разработаны специально для параолимпийцев. Я увидел одну из таких конструкций. Это был протез голени со стопой. Изготовленный из особого материала, этот протез отличался большой подвижностью и гибкостью, свойственной настоящей ноге.
Протезы нового поколения
Что можно сказать о будущем протезирования? Мой врач-протезист рассказал мне об управляемой компьютером искусственной ноге. Этот протез реагирует на давление, которое оказывает на него оставшаяся часть конечности. В Новой Зеландии по крайней мере у одного человека есть такой протез. Эта искусственная нога движется при ходьбе как настоящая.
В некоторых странах опытные хирурги-ортопеды разрабатывают новые технологии протезирования. Например, после ампутации конечности в культю вставляют специальный стержень, на который затем крепится протезная конструкция. Благодаря такому методу уже нет необходимости в изготовлении гипсового слепка культи и приемной полости.
Также специалисты разрабатывают метод, при котором рецепторы соединяются с нервными окончаниями культи. Это позволит мозгу пациента управлять движениями протеза. В Соединенных Штатах и некоторых других странах сделано несколько операций по трансплантации рук. Однако этот метод до сих пор оспаривается, так как он вызывает у пациента пожизненную зависимость от медикаментов, подавляющих реакции отторжения.
Сейчас также практикуется миоэлектрическое протезирование. Суть его в том, что электроды улавливают биотоки мышц культи. Эти биотоки усиливаются и управляют электронными схемами, встроенными в протез. При помощи компьютера такая рука индивидуально подгоняется для каждого пациента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий